Фольклорное наследие татар: проблемы сохранения, исполнения и интерпретации на трёхструнной домре

Волкова Ольга Викторовна, преподаватель I квалификационной категории,
Миловидова Венера Владимировна, преподаватель I квалификационной категории,
МБУДО «Детская музыкальная школа №1» Кировского района г. Казани


Богатое культурное наследие и своеобразный быт татарского народа издавна привлекали внимание исследователей. На сегодняшний день этнографами накоплено много нового, в том числе полевого и архивного, материала по народному быту и культуре, обстоятельно исследованы периферийные группы татар, ранее не описанные или почти не отображённые в научно-популярной литературе. Переосмыслены многие теоретические положения этнической истории народа. Собран богатый материал о трансформации традиционного быта и культуры народа в XX веке.

Для нас – музыкантов-инструменталистов – в татарском этносе более всего интересна та его часть, которая связана с исполнением на традиционных инструментах народов Волго-Уральского региона – думбры, гусли, кураи (из дерева и растительного материала), ударные инструменты, кыл кубыз (смычковый инструмент, отдаленно напоминающий небольшую скрипку), саз (внешне похож на думбру, но имеет больший размер и большее количество струн), которые изготовлены ручным способом (автором и изготовителем таких инструментов является руководитель ансамбля старотрадиционных инструментов доцент КГК Геннадий Макаров, накопивший бесценный опыт их конструирования по образцам, найденным в ходе фольклорных экспедиций), а так же жалейки, свирели, сорнаи, гармоники, скрипки.

В ходе экспедиций, организуемых фольклорным кабинетом Казанской консерватории с 1995 года, были записаны многочисленные наигрыши, исполнявшиеся на различных традиционных инструментах, бытующих у народов Волго-Уральского, а также соседних с ним регионов. Так, в ходе экспедиции в Балтасинский район Республики Татарстан, прошедшей летом 1996 г. (руководитель – Яковлев В.И.), были зафиксированы образцы наигрышей на различных видах гармоник (двухрядная – исполнители Фатихов И.Ф., Степанов А.В., клавишная – Фёдоров Н.Ф., Зиятдинов И.З., Якупов Г.), гуслях (Федорова А.Н.), курае (Дмитриев Г.И.), скрипке (Файзрахманов Ф.), балалайке (Кушаева М.С., Сергеева О.С.). В 1998 и 2000 гг. в Астраханской области (руководитель – Макаров Г.М.) были записаны образцы наигрышей на саратовской гармонике и ударных инструментах, в Мамадышском районе Республики Татарстан в 1999 (руководитель – Сайдашева З.Н.) и 2000 гг. (руководитель – Шарафутдинов А.К.) – наигрыши на курае и мандолине. Под руководством Макарова Г.М. в 2003 году в Нагайбакском районе Челябинской области и 2005 году в Мамадышском районе Республики Татарстан записаны наигрыши на гармониках и балалайке.

Кроме того, в ходе указанных, а также остальных многочисленных экспедиций были зафиксированы образцы вокального, инструментального, устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства.

Возрождение национального самосознания в России и Татарстане с 90-х гг. XX века, а вместе с ним и постепенное возрождение национальной культуры дало свои плоды: в последнее десятилетие наблюдается повышенный интерес к народным традициям как со стороны исполнителей, так и со стороны слушателей и зрителей. В связи с этим создавались и до сих пор создаются творческие коллективы, которые в своём репертуаре широко используют обработки народных песен и танцев (студенческий оркестр «Татарика» под руководством профессора Р. Халитова, Государственный ансамбль фольклорной музыки под руководством заслуженного артиста РФ, народного артиста РТ А. Файзрахманова, фольклорный ансамбль «Сорнай» под руководством М. Гилязова, а так же ансамбли Казанской государственной консерватории им. С. Сайдашева и Казанского государственного университета культуры и искусств). В этих ансамблях заметную роль играет группа домр - малых и альтовых, которые придают звучанию оркестра неповторимый колорит. В повседневной исполнительской практике вместо «думбры» возможно использование «домры», так как данный инструмент более совершенен, даёт более чистую интонацию, более подвижен в мелких длительностях. А так же этому обстоятельству способствует то, что курс обучения игре на домре ведётся на всех ступенях любительского и профессионального обучения музыкального образования.

Пример аккомпанемента партии домры в составе оркестра для Des-dur гармоники:


Пример аккомпанемента партии домры в составе оркестра для B-dur гармоники:


Конечно же мы, авторы данной статьи, не можем отрицать такой факт, что детям татарскую музыку играть на трёхструнной домре сложно из-за пентатоники. Звукоряд татарских напевов (отсутствие IV и VII ступени) – влияет на игровые позиции в исполнении, которые вносят свою специфику в аппликатуру. Включение в процесс обучения детей игры пентатонических гамм позволяет быстрее привыкнуть к звучанию пентатоники, к частым переходам со струны на струну, к позиционной игре, помогает более качественному и быстрому изучению татарских фольклорных произведений.

Пример исполнения мелизмов на трёхструнной домре в протяжных татарских песнях («Сарман» из сюиты на темы татарских народных песен Р. Абязова в переложении Л. Н. Потаповой):


Пример исполнения на трёхструнной домре мелких длительностей в татарских плясовых наигрышах (Х. Валиуллин «Плясовая» в переложении Р. Ф. Халитовой-Амирхановой):


Татарский фольклор является неисчерпаемой сокровищницей для многих композиторов. К нему, в своё время, обращались основоположники татарской композиторской школы: С. Сайдашев, Н. Жиганов, Р. Яхин, М. Муззафаров, З. Хабибуллин, Д. Файзи, Ф. Яруллин, А. Бакиров. Сочинения этих композиторов созвучны татарскому фольклору не только в специфике ладомелодических средств, но и своим ритмическим строем. Если не знать, что это произведение сочинил композитор, то можно подумать, что это татарское фольклорное произведение.

В настоящее время для популяризации татарской народной музыки, которая своими корнями уходит в фольклорные традиции, современные композиторы пишут обработки и пьесы на татарские народные темы для домры: Р. Ильясов «Баламишкин», «Эниса», «Апипа», «Разлука», Концерт для домры с оркестром; В. Харисов «Монажат», «Ак кугарчен», «Кубэлэк»; А. Шарифуллин «Шаль бэй лэдем»; Р. Бакиров «Плясовая»; Р. Белялов «Фольклор-сюита».

В своей работе очень часто к татарскому фольклору обращаются преподаватели ДМШ и студенты КГК делая свои переложения и обработки. Например, А. Шарафутдинов «Фантазия на татарские народные темы» для курая с оркестром, И. Аухатшин «Вариации на две татарские темы» для B-dur гармоники с оркестром; обработка «Халык моңнары», «Арча» для гармоники и оркестра бывшим студентом КГК Р. Валеевым (в настоящее время заслуженный артист РТ) пользуется огромной популярностью среди исполнителей и слушателей.

Нотные сборники, изданные в разное время под редакциями заслуженного работника РТ, профессора КГК Л.Н. Потаповой, преподавателей ДМШ и Казанского музыкального колледжа: Р.Ф. Халитовой-Амирхановой, Г. Гарифуллиной, Д. Абызовой, М. Масловой пользуются широким спросом среди преподавателей детских музыкальных школ Татарстана.

Целью деятельности муниципальных бюджетных и коммерческих образовательных учреждений дополнительного образования детей является реализацией прав граждан на дополнительное образование по художественно-эстетическому направлению. К ним относятся детские музыкальные школы, детские школы искусств, музыкальные студии, центры дополнительного образования. В таких учебных учреждениях Татарстана, исходя из гарантированного государством права граждан РФ и РТ на получение дополнительного образования, работа ведётся в интересах личности ребёнка, общества и государства. Вследствии этого изучение татарского фольклора становится одним из приоритетных направлений так как использование народной музыки является учетом семейных ценностей ребенка, а так же реализацией удовлетворения основной причины поступления в учебное учреждение, а именно, исполнение любимой музыки.

Российская Федерация является много национальным государством, в котором каждый народ имеет свои, уходящие в глубь веков, традиции. Поэтому особенно важно сохранение этих народных традиций путём передачи их из поколения в поколение: от старшего – младшему, от учителя – ученику. Обучение игре на домре – народном инструменте неразрывно связано с использованием в исполняемом репертуаре произведений, написанных на основе народных песен и танцев. Задача педагога – путём обучения игре на народных инструментах привить любовь к народным традициям, сохраняя многовековую музыкальную культуру своего народа.


Список использованной литературы:

1. Завгарова Ф. Х., Давлетшина Л. Ш. «Проблемы сохранения нематериального этнокультурного наследия в современных условиях», Ихлас, Казань, 2012

2. Произведения зарубежных и отечественных композиторов, переложения для трёхструнной домры и фортепиано, сост. Л. Н. Потапова, КГК, Казань, 2010

3. Шарафутдинов А. К. статья «Инструментальные ансамбли традиционных инструментов кафедры татарской музыки и этномузыкологии Казанской консерватории: перспективы развития» в печати

4. Шарафутдинов А. К. статья «Роль обучения народным наигрышам на балалайке в курсе изучения практических дисциплин на кафедре татарской музыки и этномузыкологии Казанской консерватории» в сборнике «Материалы Всероссийской научно-практической конференции» вып.4, сост. В. И. Яковлев, Казань, 2012

5. Шарафутдинов А. К. статья «Традиционные инструменты народов волго-уральского региона в курсе изучения практических дисциплин на кафедре татарской музыки и этномузыкологии Казанской консерватории» в сборнике «Материалы Всероссийской научно-практической конференции» вып.4, сост. В. И. Яковлев, Казань, 2012



Сертификаты:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687