Приведи ребенка в спорт

Музеев Саид Иршатович, педагог дополнительного образования ЦДТ «Олимп»
Приволжского района г. Казани


«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед»

(Эмиль Золя)

.....Я весь дрожу, едва завижу я, боксерский ринг с его канатами. Вновь молодею я мои друзья, когда работаю с ребятами...

(В. Соловьев-Седой В. Лебедев-Кумач)

В мире существует много видов единоборств, и с каждым годом количество всевозможных разновидностей ударных, борцовских и смешанных единоборств увеличивается. Только в карате существует 16 стилей живущих самостоятельной жизнью.

И как, ребенку увидеть ту маленькую дорожку - ЕГО ПУТЬ ЕДИНОБОРЦА, чтобы идя по этому пути - душа пела.

«Приведи ребенка в спорт» - эту обыденную фразу я услышал от коллег по спорту г. Екатеринбурга. И я задумался над этим.

Действительно: «Как ребенок пришел в спорт?» И начал задавать вопросы детям, родителям коллегам, на которые получил типичные ответы:

1. Кто привел?:

- Родитель

- Друг

- «Сам»

2. Куда привели?

- «Мамины детки» – куда пожелала мама (папа, бабушка и т.д.)

- «Папины детки» – где, по тем или иным причинам, не успел реализоваться папа (реализованный папа тренирует сам)

- Куда завела реклама (дворовая, родительская, школьная)

- «Новые» детки – туда, где надо больше платить и меньше потеть

3. А для чего привели?

- Чтобы был сильным

- Чтобы мог дать сдачи

- Чтобы не болтался на улице

- Некуда девать энергию

Это ответы – полученные от родителей.


А вот ответы детей:

1. «Не знаю...» (живут с маминых слов)

2. «Ко мне в школе пристают...» (будущий мститель обидчикам, а в дальнейшем школьный узурпатор)

3. «Хочу перед армией подкачаться» (ученики старших классов с посредственными знаниями без каких-либо видов на высшее образование)

4. «Вырасти сильным - побить папу или отчима» (у них «хорошие» мамы, которых бьет или бросил «плохой» папа). Это редкий ответ, но он есть.

Есть еще категории криминальных ответов:

1. «Хочу быть сильным» (на тренировки приходит только со своими друзьями и просит преподать - как быстрее и правильнее «вырубить»). Это так называемые преступные группировки.

2. Хочу научиться попадать по болевым точкам (нужен быстрый результат нейтрализации человека)

И как, с такой кашей в головах, в первую очередь у родителей вывести ребенка на правильный путь, путь – созидания.

Не секрет – единоборство это оружие.

Буквально в недалеком прошлом занятия спортивными единоборствами были под эгидой спортивных обществ и ДЮСШ. Занятия и спортсмены единоборцы были подконтрольны органам внутренних дел и комсомольским организациям. Занятия борьбой были отделены от занятий ударной техникой, смешанных единоборств практически не было, как и специальной литературы (работа против оружия и с оружием). К занятиям борьбой допускались школьники с 10-ти лет, а боксом с 12-ти.

Сегодня с занятиями единоборствами проблем нет, т.к. к занятиям различными видами единоборств допускаются дети любого возраста без соответствующих разрешительных справок и каких-либо ограничений, только плати.

На прилавках магазинов и в интернете можно найти все виды приемов и технических действий спортивных и боевых единоборств. Стоп-крана нет.

И теперь представим, что с этой кашей в голове и с тренированными руками и ногами ребенок попадает в социум.

После первых же попыток применения своих навыков он понимает, что он сильнее других сверстников и его начинают бояться. Он начинает использовать полученные навыки и становится просто опасен в обществе. Его сила и навыки становятся привлекательны для групп лиц преступной наклонности.

Я попробовал сформировать иной фундамент, к которому пришел не сразу, а пройдя путь от ученика до тренера.

В основу заложил основные принципы:

- первый принцип – относись к ученику - как к своему ребенку;

- второй – нет любимчиков и плохих учеников;

- третий – учеба на первом месте, спорт на втором, все остальное на третьем;

- четвертый – каждому найти свою цель, дойдя до которой, достигнуть следующую;

- пятый – лучше нет места на земле, чем твое Отечество;

- шестой – пришел на занятие – сделал шаг вперед, пропустил – отступил на два.

Принцип принципом, но без наглядности он превращается в пустой звук. Эти принципы должны быть видны.

В жизни много «наставников», которые учат, как надо делать, и при этом все делают наоборот. Если родители или учителя курят, а говорят, что этого нельзя делать, то ребенок обязательно будет курить – аксиома.

Поэтому основным принципом для меня стал девиз: «Делай как я, а не как я сказал».

Занятие спортом это долгий путь в достижении высоких результатов, и не каждый его пройдет до конца. За ночь можно выучить поэму, но если ты не умеешь подтянуться на турнике, то этому ты не научишься ни за день, ни за два. И не каждый ученик занимающийся спортом достигает высоких результатов, задача тренера-педагога превратить занятия для ученика в увлекательное хобби, без которого прожить нельзя. Ученик должен приходить на спортивные занятия с великим желанием.

Что такое цель в спорте – это результат на соревнованиях, а если выбранный спорт является единоборством, где в поединке встречаются два спортсмена и противодействуют друг другу, со всех сил нанося удары или проводя броски, то здесь возникает вопрос – «готов ли я получать эти удары и падать от бросков?» Наступает внутренняя борьба самим с собой. И в этой борьбе спортсмен, в первую очередь, должен победить себя, где в помощь ему может придти тренер. И только после этой победы над собой начнется путь дальше к новым достижениям.

Чем старше становиться спортсмен, тем больше у него возникает вопросов, тем больше соблазнов возникает на его пути, которые так притягательны: игры в компьютер, кино, прогулки с друзьями, телевизор и т.д. и т.п. И вновь борьба самим с собой – от чего сегодня отказаться, а ведь еще в школу и уроки приготовить. Караул!

«Не пойду сегодня на тренировку, скажу, что не успел, было много уроков, болел, смотрел за братиком, много задали на дом...в общем - придумаю что-нибудь»

Дилемма, которую в первую очередь должен решить тренер-педагог. Решение одно – ученику на тренировке (уроке) должно быть интереснее, чем с друзьями или перед компьютером.

Статистика неумолима - в среднем родитель затрачивает на общение с ребенком 15 минут в день, тренер от 6 до 28 часов в неделю. И если тренер мудр, то он очень тактично заменит родителей, у родителей не всегда есть возможность идеологически воздействовать на своего ребенка, помочь в этом им обязан тренер.

Выезжая на соревнования, тренировочные сборы и в спортивные лагеря, тренер находится с детьми круглосуточно, заменяя всех родственников и учителей, что сказывается на воспитании, а зачастую тренер фактически становится идеологом ребенка, что заложит в основу тренер, то и станет его фундаментом в его формировании как личности. Чем профессиональнее и внимательнее к будущему ученика относится тренер – тем прочнее этот фундамент.

Когда ученик закладывает эти принципы в СВОЙ ПУТЬ – значит цель достигнута:

- тренер привел еще одного ребенка в спорт

- ученик обрел свое счастье в стремлении вперед............

Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Как увлечь ребят физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? В поиске ответа на этот вопрос, я в августе 2009 года пришел в Центр детского творчества «Олимп» в качестве педагога дополнительного образования и начал работу в объединении «Комплексное единоборство».

Анализируя свою работу в первый год, пришел к выводу, что тренировочный процесс необходимо совершенствовать, применять новые технологии, вводить информационные, игровые и соревновательные. Недостаточно применять различные формы и методы организации во внеучебной деятельности (разнообразные инновационные педагогические технологии). Необходим творческий подход. Как повысить значимость и уровень интеллектуализации предмета, который помогает не только сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни?

- В рамках инновационной деятельности по совершенствованию физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью наиболее интересным считаю проведение Кубка «Олимпа» по комплексному единоборству, а также работа с учениками в каникулярное время, особенно летом.

- Первые соревнования – как первый шаг был в неизведанное и в первый год проведения в данных соревнованиях участвовали только ученики объединения ЦДТ «Олимп», то в последние годы приезжают команды и из Республиканских Центров детского творчества и представители ДЮСШ Республики Татарстан. Необходимо отметить, что единоличными призерами в данных соревнованиях является команда ЦДТ «Олимп».

- На этих соревнованиях, в команде со своими педагогами и родителями, дети узнают, что физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, разумной формой организации проведения досуга, но и бесспорно повышает уровень общительности, социальной активности ребенка и становится сферой общения и проявления социальной активности людей, а самое главное придает ребенку уверенности.

- После проведения этих соревнований многие зрители приходят к нам в спортивное объединение. Это значит, что люди приобщаются к физической культуре и здоровому образу жизни. На сегодня группы объединения переукомплектованы и многие дети стоят в очереди на запись в группу. Эти ограничения связаны в первую очередь с размерами зала и часовыми ограничениями педагога.

- Работа в каникулы также благотворно влияет на гармоничное развитие ребенка. Выезды в спортивно-оздоровительные лагеря имеет высокий потенциал в социализации детей, их оздоровлению и общему развитию, как в физическом так и в интеллектуальном плане. Участие в различных конкурсах, викторинах, спортивных праздниках проводимых в лагере обогащает детей. Лагерь – это прекрасная возможность заинтересовать юных спортсменов и удержать их на переходном этапе из групп начальной подготовки в учебно-тренировочные. Бесспорно, лагерь положительно влияет на сохранность контингента в группах. С каждым годом желающих выехать в лагерь становится все больше и больше.

- Немаловажным фактором в развитии также имеют ежегодные выезды обучающихся на учебно-тренировочные сборы в Анапу, посещение мест боевой славы, исторических и военно-исторических музеев, где дети получают не только физическую закалку, но и приобщаются к истории своей Родины.

- Выезды на всероссийские и международные соревнования также обогащают дополнительными знаниями о своей Родине, знакомят с детьми других регионов, и как следствие объединяют детей.

- Я хорошо владею информационно – коммуникационными технологиями и методиками обучения, применяю их в практической профессиональной деятельности, имею стабильные результаты освоения обучающимися образовательной программы.

- Программа обучения на конкурсе программ в г. Казани в 2012 году заняла 3 место.

- Результатами успешной организации и проведения учебной и внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы можно с уверенностью считать то, что среди моих воспитанников 9 победителей и 19 призеров Международных турниров, 8 победителей и 18 призеров России по Комплексному Единоборству, Комбат Самообороне, 1 «Мастер спорта России по Комплексному Единоборству», 4 Кандидата в мастера спорта России по КЕ и АРБ; 11 спортсменов первого разряда по Комплексному Единоборству, АРБ и КУДО; 12 спортсменов второго разряда; 6 судей по Комплексному Единоборству. Всего 57 обучающихся за два последних года мои спортсмены завоевали 459 наград на соревнованиях различных уровней, в командных первенствах объединением были завоеваны 18 наград, также объединение завоевало Кубок России по Комбат Самообороне 2013 г. В этом году один из моих воспитанников Поладов Анар выполнил норматив «Мастера спорта России по Комплексному Единобортву»!

- Нужно помнить, что успех, обучения во многом определяется интересом к занятиям. Его можно пробудить, предоставив детям возможность творческого мышления на занятиях. А так же ребенок должен видеть свой рост, и перспективу этого роста. Для этого мною разработана рейтинговая оценка деятельности, физического и творческого развития каждого ребенка. Сама оценка спортивных достижений сформирована таким образом, что оценивается не только физическая подготовленность детей, но и его спортивные достижения.

- Сам подход к детям не только как к спортсменам, дает такой положительный результат, ведь объединение прославилось своими достижениями, не только в республике, но и на Всероссийском и международном уровнях, спортсмены объединения стали узнаваемы в мире спорта!


P.S.

«Вовремя открой спортзал, и в него залетит «Звездочка»



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687