Этнокультурное образование как одно из направлений музыкально-эстетического воспитания обучающихся

Саткоева Гульназ Минизакиевна, преподаватель МБУДО «Татарская детская музыкальная школа №32»
Московского района г. Казани


В настоящее время этнокультурное образование является одним из направлений музыкально-эстетического воспитания обучающихся. Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих способностей и таких качеств личности, как инициативность, фантазия, самобытность. Процесс обучения должен создавать условия для возрождения национального самосознания, сохранения и развития традиций и культуры народов, проживающих на территории нашей республики. Указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием, оно все больше нуждается в дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Закон Российской Федерации «Об образовании», кроме федерального, предусматривает и этнокультурный компонент содержания образования. Этнокультурный компонент - это часть содержания образования, обеспечивающая особые интересы в области образования субъектов федерации, в которой отражено национальное и региональное своеобразие отдельных территорий (регионов). Поэтому важнейшей задачей современной педагогики должно стать воспитание у подрастающего поколения уважения к истории и культуре своего и других народов, формирование у него высокой культуры межэтнического общения.

Организовать процесс комплексного изучения татарской традиционной культуры путем погружения в мир народных обычаев, обрядов, музыкального и художественного творчества народа возможно в системе дополнительного образования учащихся.

Определяя задачи этнокультурного образования в музыкальном искусстве, можно выделить следующие положения:

1. Дать представление учащимся о музыкальных культурных традициях народов Татарстана, передать положительный духовный опыт этносов и на его основе формировать положительные черты, качества и свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с «золотым фондом» национальной музыки.

2. Воспитать интерес и любовь к музыкальной культуре народов Татарстана, потребность в общении с ней путем глубокого проникновения в ее нравственно-эстетическую сущность через активное, прочувствованное и осознанное восприятие.

3. Дать представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, как источнике вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.

4. Привить учащимся бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих, вокальных навыков и умений с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.

При решении вышеотмеченных задач в учебной практике нами были разработаны новые и обновлены имеющиеся программы. На данном этапе автором апробируется в условиях педагогического эксперимента с учащимися Татарской Детской музыкальной школы № 32 Московского района учебная авторская программа «Татарский детский фольклор на уроках вокала и вокального ансамбля». Особенность программы во взаимодополнении друг друга уроков вокала и вокального ансамбля. Эти предметы связаны единой целью: формирование общей эстетической культуры учащихся, их художественно-творческих интересов на основе использования средств детского татарского фольклора. Но задачи этих предметов разные. На занятиях вокала ребята осваивают постановку голоса в народной манере пения, распеваются с элементами потешного фольклора (одной из разновидности детского фольклора), знакомятся с мелизматикой. Также работают над художественным воплощением в пении содержания текста, т. к. понятия и образы, демонстрация чувств и мыслей в народном искусстве кардинально отличаются от манеры подачи, скажем, современных песен. Это также необходимая работа по культуре речи, ибо не секрет, что современные дети с акцентом говорят на своем родном языке, а без хорошей дикции и осмысленного, прочувственного произношения нет выразительности исполнения. Все это - объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры и развития художественного вкуса.

Занятия вокального ансамбля дают более полное представление об истории, культуре и обычаях татарского народа . Они включают в себя: игру на простейших музыкальных инструментах, инсценирование татарских народных праздников: «Рамазан» - мусульманский праздник, посвященный ниспосланию пророку Мухаммеду первых сур Корана, «Боз карау» -календарный праздник прощания с зимой, «Науруз» - Новый год по Древнему восточному календарю, «Сабантуй» - праздник урожая.

На уроках вокального ансамбля ребята старших классов также исполняют отрывки из музыкальных драм, опер татарских композиторов.

В рамках программы предусмотрены посещения концертов, театров, встречи с деятелями искусств. Достигнутыми результатами дети с удовольствием делятся на выездных концертах в других школах, социальных реабилитационных центрах инвалидов и пенсионеров, активно участвуют в конкурсах народного творчества, завоевывая звания лауреатов городских, региональных и международных конкурсов.

Поиск эффективных педагогических средств формирования у учащихся интереса к татарскому музыкальному искусству привел нас к созданию музейного уголка посвященного величайшему татарскому композитору- Рустему Яхину. За время работы музейного уголка мы разработали авторскую экскурсионную программу «Мир музыки Рустема Яхина». Данная программа представляет собой цикл экскурсий по творчеству композитора . В программе два раздела: «Рустем Яхин-человек и личность» и «Творческая палитра музыки Рустема Яхина». На первых экскурсиях дети знакомятся с детством и юностью будущего композитора, узнают, кто были родители Рустема, где и как он учился музыке, о чем мечтал, какими успехами отличался, как запомнился учителям и друзьям. Молодость и зрелые годы музыканта тоже много интересного сообщают о личностных качествах Яхина, благодаря которым он сложился как уникальный музыкант современности. Цикл следующих экскурсионных встреч посвящен непосредственному знакомству с музыкой и исполнительством Яхина. Данные беседы носят выраженный музыковедческий характер, адаптированы к особенностям восприятия информации детьми школьного возраста. Имеет место слушание музыки Р.Яхина в живом исполнении и в записи. Ребята знакомятся с достаточно большим объемом фортепианной и вокальной музыки композитора, что привело в свою очередь нас к идее проведения конкурса имени Рустема Яхина. И в марте этого учебного года состоится III Республиканский конкурс имени Рустема Яхина, где мы ждем всех желающих для участия.

Начатая нами методическая работа продолжается. Включение этнокультурного компонента в содержание музыкально-эстетического воспитания способствует эффективному решению большого спектра разнообразных задач. Сегодня, когда многие ценности народной культуры находятся на грани исчезновения, комплексный подход к татарскому фольклору и татарской музыке в целом, позволит передать заботу о нем подрастающему поколению, тем самым не даст прерваться нити, связующей прошлое татарского народа с его настоящим и будущим.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687