Занятия баскетболом в системе дополнительного образования как средство умственного развития школьников, достижения ими личностных и метапредметных результатов

Никитин Александр Сергеевич, педагог дополнительного образования
ЦДТ «Олимп» Приволжского района г. Казани


Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране, которая привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, «воздушностью», динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по мнению многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития. Для баскетбола характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию движений, развивают скоростно-силовые способности спортсменов.

Неудивительно, что занятия баскетболомшироко представлены в системе дошкольного, основного и дополнительного образования. Следует отметить, что в настоящее время основное и дополнительное образование – два взаимосвязанных процесса, постоянно влияющих друг на друга.

В своей статье, мне бы хотелось проследить за этой взаимосвязью сквозь призму анализа влияния занятий баскетболом на учебную деятельность школьников, а самое главное – на ее эффективность. При этом рассмотрим 3 основных положения:

1) Систематические занятия баскетболом в ДЮСШ, ЦДТ, спортивно-оздоровительных центрах и лагерях, где для обучающихся имеется возможность углубленно изучать отдельные элементы данной игры, помимо повышения уровня физической подготовленности способствуют оптимальному умственному развитию обучающихся. В процессе учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности по баскетболу у детей развиваются интеллектуальные способности и мышление, что происходит за счет:

- постоянного осмысления и понимания выполнения технико-тактических действий в баскетболе (значение каждого физического упражнения);

- анализа меняющейся ситуации во время баскетбольного матча и выбора на этой основе эффективного способарешения двигательной задачи;

- углубленного изучения правил соревнований по баскетболу, требующего от обучающихся проявления высокого уровня познавательной активности.

2) Уровень развития и степень проявления личностных качеств в процессе обучения во многом определяют результативность учебной деятельности школьников. В этой связи, занятия баскетболом способствуют развитию тех морально-волевых качеств, проявление которых необходимо для успешного освоения учебного материала по различным предметам в школе. Рассмотрим основные из них:

Целеустремленность. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности. Проявление этих качеств в процессе учебной деятельности – залог успешного обучения в школе.

Инициативность. Игровая обстановка в баскетболе меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитию способностей к широкому распределению и концентрации внимания.

Эмоциональность.Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями, что, безусловно, приобретает важное значение в условиях учебно-воспитательного процесса в школе.

Самостоятельность.Каждый игрок на протяжении встречине только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким образом ему действовать. Из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к тому, чтобы выставлять на показ индивидуальные способности и дриблинг, а также, порою, в одиночку решать исход того или иного матча. Это важно для воспитания у занимающихся творческой инициативы, являющейся необходимым качеством для современного школьника.

Этичность.Правила игры в баскетбол предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям.Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований. Таким образом, у баскетболистов воспитываются дисциплинированность, толерантность, чувство взаимоуважения. Очевидно, что без должного проявления школьниками этих качеств во время учебы в школе - невозможно представить оптимальный учебно-воспитательный процесс.

Коллективизм. Проявление данного качества имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, вырабатывания привычки подчинять свои действия интересам команды. Ученик – это не только отдельная личность, но и полноценный член школьного коллектива. Умение работать и жить в коллективе, а вследствие этого постоянное пребывание в условиях дружелюбной и сплоченной обстановки позволяет ему максимально эффективно проявлять свои возможности в целях достижения наивысших учебных результатов.

3) Занятия баскетболом в системе дополнительного образования параллельно содействуют реализации наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий, используемых при организации учебно-воспитательного процесса в современной школе, способствуя:

-укреплению здоровья обучающихся, закаливанию организма;

-формированию здорового образа жизни школьников;

-повышению уровня их физической подготовленности (развитие двигательных способностей и физических качеств);

-оптимальному и гармоничному физическому развитию школьников;

-улучшению психофизиологического состояния школьников (высокая стрессоустойчивость и пластичность нервной системы);

-профилактике вредных привычек и асоциального поведения.

Таким образом, систематические занятия баскетболом в системе дополнительного образования, безусловно, оказывают положительное влияние на учебную деятельность школьников, повышая ее эффективность и результативность, что необходимо учитывать современным педагогам в школе, а, самое главное – родителям.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687