Дети особой заботы

Шашина Татьяна Борисовна, заведующая отделом
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
МБУДО «Центр детского творчества» Вахитовского района г. Казани


Забота о детях с ограниченными возможностями – проблема не только родителей, но и общества в целом. В задачи обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных норм и правил. И помочь им могут квалифицированные педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель педагогов отдела реабилитации детей с ограниченными возможностями, функционирующего в Центре детского творчества Вахитовского района г. Казани с 1995 года,– активизация процесса интеграции в общество, адаптация к жизни и реабилитация детей с особенностями в развитии. В отделе работают объединения различных направлений: дошкольное образование и декоративно-прикладное творчество, оригами и рукоделие, фотодизайн и фотошкола.

На обучение принимаются дети с 6 до 18 лет, находящиеся на надомном обучении и имеющих инвалидность. Основанием для зачисления в объединение является заявление родителей (законных представителей), желание и возможности самого ребенка.

В начале учебного года проводится плановое обследование детей с ограниченными возможностями. Педагоги анкетируют родителей и детей по заранее составленным вопросам, и на основании этих данных создается банк данных о семье. В дальнейшем эти сведения используются в работе педагога.

Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком. Педагоги работают по дополнительным общеобразовательным (развивающим) программам, составленным с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Программы решают комплексные образовательные и социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум, обеспечение в этом процессе ребенка и семьи психолого-педагогической поддержкой, развитие познавательной активности.

Обучение носит коррекционно-развивающий характер: педагоги выявляют интеллектуальные способности каждого ребенка, в структуру занятия включают развивающие игры, пальчиковые игры, упражнения.

Многие педагоги используют в работе авторские технологии, методики. Педагог Шигапова Г.Р. включает в структуру занятия кинезиологические упражнения; Шашина Т.Б. начинает занятие с экспресс-методики для выявления эмоционального состояния ребенка и т.д.

С целью выявления уровня знаний обучающихся разработаны контрольно-измерительные материалы. Каждым педагогом проводится уровень освоения программного материала в начале, в середине и в конце учебного года. Эти показатели сравниваются, анализируются педагогом, что помогает в дальнейшем планировании образовательного процесса.

Индивидуальная форма обучения дает возможность педагогам отдела уделить ребенку больше внимания, лучше узнать его особенности, добиться хороших результатов. Но часто такие дети отстают в общем развитии, у них не сформированы коммуникативные функции. Наиболее эффективной формой обучения является сочетание индивидуальных и фронтальных занятий. Такую форму с успехом внедрила педагог Бердникова М.Г.

В отделе созданы оптимальные условия как для обучения детей, так и для проведения содержательного досуга. Это познавательно-развлекательные программы: «Осенний бал», «Выпускной бал», «Волшебная шкатулка», «Я несу в подарок маме песню» и другие.

Традиционным стало проведение городского фестиваля детского творчества детей с ограниченными возможностями, в котором принимают участие все дети отдела реабилитации. Наши «звездочки сцены» Эллина Агъмалова (педагог Бердникова М.Г.), Карим Биктагиров (педагог Бикмухаметова Н.К.) стали победителями международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества "Хрустальное сердце мира".

Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями большое внимание уделяют работе с их родителями. Дети с ограниченными возможностями чрезвычайно зависимы от своей семьи. От отношения родителей к ребенку зависит его дальнейшая судьба. К сожалению, любовь к детям нередко измеряется тем, как одет и накормлен ребенок. А успешность обучения ребенка во многом зависит от его непрерывности. Мы пытаемся включить родителей в обучающий процесс. В рамках каждого мероприятия организуются мастер-классы. Вместе с родителями дети выполняют рисунки, поделки. На таком мастер-классе педагог Шигапова Г.Р. показала, как изготовить самодельную «мягкую» книжку. Дети с удовольствием играют вместе с родителями с героями этих книг: лягушкой-путешественницей, гусеницей-сороконожкой и др. И такую книжку не купить в магазине, она сделана своими руками. Совместную деятельность родителей, детей и педагогов трудно переоценить. Мамами и папами не рождаются. Но помочь тем из них, кто хочет и готовы стать хорошими родителями, мы – педагоги, можем. Можем и должны.

Упорство, с которым создают свои маленькие шедевры и одерживают свои личные победы ребята, достойно всяческих похвал. Простые движения даются им огромным усилием воли.

Чем бы не занимался в своей жизни особый ребенок, какие бы физические, интеллектуальные или психологические ограничения ни довлели в его судьбе, он заслуживает достойного существования и способен к полноценной самореализации. Педагоги помогают своим ученикам быть востребованными, расширять контакты со своими сверстниками и взрослыми через искусство, творчество, интерес к любимому делу. Они не готовят профессионалов, но помогают развить свои лучшие качества, осознать свое место в жизни.

Открывая двери нашего Центра, дети открывают дверь в новую жизнь и надеются на чудо. А сохранить веру в чудо можно только собственным примером деятельного добра. Непросто научить ребенка поверить в чудо и обрести надежду. Да, дети еще не знают, у кого просить помощи. И не просят, но каждый из нас может им помочь. И тогда невозможное станет возможным.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687