Организация образовательной деятельности одаренных детей в условиях дополнительного образования

Мифтахова Люция Равилевна, заместитель директора
МБУДО «Центр внешкольной работы» Приволжского района г. Казани


Немаловажную роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования.

Дополнительное образование дает ребенку возможность выбрать образовательную среду, программу, а также включить его в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных потребностей.

Педагоги Центра внешкольной работы Приволжского района приоритетные направлениями своей работы с такой категорией детей считают:

· развитие личности одаренных обучающихся;

· развитие творческой самостоятельности;

· коммуникативное развитие обучающихся.

Для реализации этих направлений были определены следующие цели работы:

· развитие индивидуальных и творческих способностей каждого обучающегося;

· создание условий для развития обучающихся;

· создание условий социальной адаптации детей;

Для решения этих целей были поставлены следующие педагогические задачи:

· выявление и развитие возможностей одаренных детей в различных сферах знаний;

· выбор рациональных форм управления деятельностью обучающихся;

· индивидуализация обучения;

· реализация личностно-ориентированных технологии в обучении;

· формирование системности в знаниях и умениях обучающихся в различных областях творчества;

· повышение квалификации педагогических работников;

· создание благоприятной атмосферы для достижения максимальной самореализации обучающихся.

В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

1. выявление одарённых детей;

2. возможность выбора у детей того, каким предметом заниматься углубленно;

3. реализация дифференцированного подхода к обучению одаренных детей.

В работе с одаренными детьми используются различные методы:

проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные. Работа с детьми предполагает самостоятельную, индивидуальную и групповую работы.

Исходя из опыта работы, можно утверждать, что наиболее эффективными в работе формами являются:

- специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность;

- тренинги развития творчества;

- мастер-классы развития творческой одаренности;

- обучающие семинары;

- научно-исследовательская работа;

- различные конкурсы, фестивали,

- научно-практические конференции.

Можно выделить следующие условия развития одаренности детей:

1. Активное отношение к окружающему миру. Задача педагогов – направить энергию ребенка на решение творческих задач.

2. Самостоятельность. Важно не ограничивать самостоятельность детей.

3. Организация и поддержка индивидуального стиля деятельности.

4. Мотивация и стимулирование к развитию и обучению.

Деятельность педагогов, работающих с одарёнными детьми основана на следующих принципах:

· создание и разработка гибких индивидуализированных дополнительных общеразвивающих программ;

· создание эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе;

· развитие умственных и коммуникативных компетенций у детей;

· использование различных методов и форм обучения и воспитания;

· уважение личности обучающегося, формирование его положительной самооценки;

· поощрение творческих особенностей и воображения.

Для каждой возрастной группы наш Центр предлагает свой содержательный модуль, исходя из особенностей развития личности:

на этапе дошкольного образования – осуществляется предшкольная подготовка в рамках школы творческого развития «Колобок», где детям предлагается разнообразные виды деятельности, в которых ребенок может раскрыть свои творческие способности – это изобразительная деятельность, ручной труд, музыкальный час, знакомство с окружающим миром, психогимнастика, развитие речи, логика, занимательная математика, английский язык.

Младшие школьники включаются в творческие объединения, деятельность которых осуществляется по направленностям - художественная, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, техническая, естественнонаучная, туристско-краеведческая. Для успешного развития одаренности, в учреждении создается насыщенная, эмоционально богатая образовательная среда. Работа с этой возрастной группой ведется в таких объединениях, как студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Жар-птица», «Кисточка», «Капелька», «Белая ворона», студия танца «Каскад», «Каратэ», «Шахматы», «Вокал» и т.д.

Подростки вовлекаются в проектную деятельность. Им предлагается самим решать значимые проблемы в различных сферах деятельности и приобретать опыт их решения. С подростками ведется работа в студиях декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Пандора», «Родники», объединении «Художественная гимнастика», студии юных журналистов «Логос», объединении «Брейк-данс», студии спортивного бального танца «GOLD», «Гитара» и т.д.

Для юношеского возраста предлагаются программы, в которых происходит сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и помощь в получении углубленных знаний в выбранном профиле деятельности. Это такие объединения как студия юных журналистов «Логос», театр моды «Эстель» и т.д.

В обучении одаренных детей в Центре приоритетной формой работы является общение ребенка с педагогом, поэтому во многих объединениях очень часто занятия строятся не в традиционной форме, а виде работы творческих групп, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя, имея максимум внимания со стороны педагога.

Такая система работы с детьми дает свои положительные результаты:

для Центра внешкольной работы:

· повысился престиж учреждения;

· создаются новые современные дополнительные общеразвивающие программы;

для педагогов:

· постоянный поиск новых форм и методов работы ведет к повышению методической грамотности, квалификации, расширению кругозора;

· возросла сохранность контингента;

для обучающихся:

· возросла активность на занятиях, дети стремятся работать самостоятельно, повысилось ответственное отношение к обучению;

· окрепло умение работать в коллективе, стремление к успеху общего результата;

· растет положительная мотивация к изучаемому предмету;

· развиваются творческие способности, креативность.

В 2014-2015 учебном году более 2000обучающиеся Центра внешкольной работы приняли участие в более чем в 100 конкурсах районного, городского, республиканского, российского и международного уровня. Как итог – 313 призовых мест.

По итогам 2014-2015 года Центр внешкольной работы занял 1 место в рейтинге среди многопрофильных центров учреждений дополнительного образования г. Казани.

Среди объединений, воспитавших талантливых детей, хочется отметить объединение «Каратэ», под руководством педагога дополнительного образования Шарафеева Марата Ралифовича. Результативность его воспитанников растет из года в год. Только в прошлом году они заняли 56 призовых мест в районных, городских, республиканских, региональных, всероссийских соревнованиях.

И, конечно, есть и обучающиеся, неизменно приносящие высокие результаты – это Елисеев Никита и Крюкова Юлия. Эти ребята за период с 2014-2016 год принесли соответственно 14 и 11 призовых мест.

Уже не одну звезду зажгла педагог дополнительного образования Калашникова Элеонора Ринатовна. В 2013 году ее вокальному ансамблю «Барби-коктейль» присвоено звание «Образцовый детский коллектив». Ее воспитанники являлись участниками и призерами Российского национального конкурса исполнителей детской песни «Евровидение 2015» и Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Новая волна». Элеонора Ринатовна считает, что одаренность начинается со сцены. Она начинается с уверенности в себе. Только сцена раскрывает внутренние способности, и когда ребенок научится, преодолев страх, самовыражаться и развивается одаренность.

Среди обучающихся вокального ансамбля «Барби-коктейль» особенно выделяется Хикматуллина Вилена. За период с 2014-2016 года она отмечена 17 призовыми местами республиканского, российского и международного уровня. А самым заметным достижением стало участие в международном конкурсе молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна».

Среди маленьких звездочек студии декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Жар-птица» хочется выделить Маслехину Екатерину. Яркие неординарные работы воспитанницы педагога Марии Сергеевны Златоустовой стали призерами многих районных, городских, республиканских, всероссийских и международных выставок и фестивалей.

За последние 3 года повысился уровень участия в конкурсах, соревнованиях, повысилась результативность. Мы считаем, что наша работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей имеет высокий стабильный результат.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687