Направления и формы работы c детьми с ОВЗ по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях УДО

Мурзинова Галина Юрьевна, педагог дополнительного образования МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки» Советского района г. Казани


Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Патриотическое воспитание в УДО – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность.

В отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями ЦДТ поселка Дербышки г. Казани (клуб «Родник») все члены педагогического коллектива проводят систематическую работу по организации гражданско-патриотическому воспитания обучающихся. Деятельность по указанному направлению организуется и проводится на следующих уровнях:

1. Гражданско-патриотическое воспитание детей в объединениях по интересам.

2. Гражданско-патриотическое воспитание детей и членов их семей в условиях мероприятий «Родник»:

- в рамках культурно-массовых мероприятий

- в процессе организации творческо-прикладных конкурсов

3. Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях мероприятий ЦДТ п. Дербышки.

4. Гражданско-патриотическое воспитание детей в процессе участия в районных, городских, республиканских, федеральных и международных конкурсов и мероприятий.

Рассмотрим тематические блоки гражданско-патриотического воспитания в условиях отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями ЦДТ поселка Дербышки г. Казани (клуб «Родник») в соответствии с выделенными выше уровнями деятельности:



I. «Я и моя семья»

Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение с взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.

1. Тематические занятия в рамках образовательных программ: «Моя семья», «Мамин платок», «Моя бабушка», «Что делает мама», «Кому это нужно? », «А что, у вас?». Дидактические игры: «Моя семья», «Пожалей бабушку, помоги маме и ...» «Конкурс поздравлений», «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя». Изготовление открыток, листов, мини - «изданий» по темам: «Мой дом», «Автопортрет», «Я и мое имя», «Моя семья». Игровые программы: «Мамина Весна», «Подарок для папы», «Семейные традиции».

2. Конкурсно - развивающие и праздничные программы: «Праздник для мам и бабушек», «Портрет моего Дома», «Свой Дом украсим сами», «Хорошие привычки уютного Дома». Разучивание к праздникам и исполнение детьми на мероприятиях стихов и песен о маме, папе, бабушке.

- Конкурс для мам и бабушек «Мой добрый совет».



II. «Мой клуб «Родник». Мой ЦДТ».

1. Тематические занятия в рамках образовательных программах - обучение: ориентироваться в помещениях клуба, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, обучение бережному отношению к игрушкам и книгам, поддержанию порядка в кабинетах; технике безопасности, умениям быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях.

2. В рамках коллективно-творческих дел: задания и игры по обучению основам правил уличного движения; конкурсы: «Кто работает у нас», «Кому, что нужно для работы». Фотоотчеты о мероприятиях в клубе.

3. Участие обучающихся в «Роднике» детей в творческо-прикладных мероприятиях ЦДТ п. Дербышки.



III. «Родной поселок. Родной город. Родная природа»

1. Тематические занятия в рамках образовательных программ: «Звуки родного города», «Родной пейзаж», «Животные моего края», «Родные просторы», «Салют, Татарстан!». Педагоги используют игры: «Составь флаг», «Составь герб»; «Кто больше назовёт улиц». На занятиях объединений проводится чтение отрывков из стихотворений и рассказы А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, В. Бианки, А. Н. Плещеева и т.д.. Рассматривание пейзажа за окном, закрепление названий деревьев в игровой форме («Найди на картинке дерево, которое назову», «С какого дерева упал листик?»). Рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры («Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных», «Чей хвост», «Узнай птицу», «Узнай по описанию», «Что растет в лесу», «Кто, где живет? », «Узнай по силуэту», «Чьи припасы? »).

2. В рамках культурно-массовых мероприятий: конкурсы загадок о растительном и животном мире.

IV. «Родная страна»

1. Тематические занятия в рамках образовательных программ: «Гимн России», «Мы – олимпийцы!». Различные игры: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Составь флаг», «Составь герб»; «Кто больше назовёт улиц». Игровые программы и презентации для детей, про универсиаду в Казани, сочинскую олимпиаду, «День защитника Отечества». Использование ИКТ и музыкальной аппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показ детям презентаций и фильмов о подвигах русских людей. Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам.

2. В рамках культурно-массовых мероприятий: Спортивный праздник «Эхо Олимпиады»; разучивание к праздникам и исполнение детьми на мероприятиях песен о Родине.

4. Участие обучающихся в «Роднике» детей районном конкурсе рисунков и прикладного творчества «Салют, Победа».



V. «Культура страны»

1. Тематические занятия в рамках образовательных программ: «Знания о вышивке бисером татарского народного костюма», «Составление декоративной композиции на основе народного искусства» знакомство детей со сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, пословицами, небылицами, былинами, песнями, танцами, загадками, родными жанрами устного народного творчества народным декоративно-прикладным искусством. Игровые программы: «Народные игры», «Мой Татарстан».

2. В рамках культурно-массовых мероприятий конкурсы по литературному творческому наследию Татарстана и России, конкурсы национальных песен и танцев.

Для диагностики уровня воспитанности у детей основ патриотизма используются следующие критерии оценки и самооценки знаний о своей родине:

Высокий уровень -знает название столицы, страны, свой адрес; называет и узнаёт (по иллюстрации) достопримечательности родного поселка, города, улицы; знает и узнаёт флаг, герб, гимн Татарстана, России; называет народные пра­здники, игрушки, предметы быта; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.



Средний уровень - знает название страны, столицы, поселка, свой адрес; флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.



Низкий уровень - не знает названия страны, города, поселка, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о до­стопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Учитывая особенности развития основной части детей, занимающихся в клубе «Родник» (дети с ОВЗ), уровень воспитанности у детей основ патриотизма на среднем и низком уровне. Педагоги клуба продолжают настойчиво работать с детьми по направлению гражданско-патриотического воспитания детей, привлекают к своей работе родителей и членов семей детей.

Эффективность проведенной работы педагогического коллектива отдела по данному направлению анализируется на методических заседаниях с помощью шкалы оценок:

0 –работа по данному направлению педагогом не проводится.

1 -работа по данному направлению находится на первоначальном этапе осмысления ее необходимости.

2 –работа ведется на уровне ниже среднего.

3 -работа ведется на среднем уровне.

4 -работа ведется на уровне выше среднего.

5 –работа ведется продуманно, систематически.

6-работа ведется продуманно, систематически, педагог подходит к реализации данного направления творчески, используя свой опыт и последние достижения педагогики

Результат патриотического воспитания: у детей формируются основы важнейших социально значимых качеств: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687