Формирование мировоззрения и развитие ключевых компетенций детей с ограниченными возможностями

Иванова Елена Михайловна, МБОУДОД «Центр детского творчества пос. Дербышки» Советского района г. Казани


Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов являются коммуникативная направленность учебного процесса и социализация детей. Современные дети должны быть готовы к освоению нового социального опыта, развивающего духовно-нравственные ценности. Решение этой задачи требует формирования у детей набора ключевых компетентностей, из которых одними из важнейших являются социально-личностная и коммуникативная компетентности.

Опыт работы отдела социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями показал, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, а особенно дети с нарушениями в развитии, не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта как между взрослым и ребенком, так и между детьми. В то время как именно младший школьный и дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями имеет важное значение знание причин и характера нарушений развития. Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Поэтому, чтобы правильно построить учебно-воспитательный процесс, каждый ребёнок проходит психолого-педагогическое обследование. Педагоги, работающие с этим ребенком в дальнейшем, получают соответствующие рекомендации по организации учебно-воспитательной работы.

Работа с детьми с ОВЗ строится на комплексном обучении ребёнка: они обучаются по нескольким направлениям. Благодаря правильно построенному учебно-воспитательному процессу, дети одновременно развивают творческие и интеллектуальные способности, укрепляют физическое здоровье, развивают коммуникативные способности. Учебно-воспитательный процесс организуется с учетом возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями.

Направления работы отдела:

Группа общего развития – создана в помощь родителям детей с ограниченными возможностями. С открытием группы у родителей появилась возможность оставить ребенка на определенное время (актуальная проблема для родителей неорганизованных детей-инвалидов). Воспитанники занимаются по следующим направлениям: развивающие и творческие игры, мир сказки, знакомство с окружающим миром, ОФП.

Психологическое сопровождение предполагает психологическое диагностирование, коррекция и развитие интеллекта, регуляция поведения, личностное развитие ребенка.

Лечебная физкультура – используются оздоровительные методики, спортивные игры.

Развивающие занятия направлены на развитие речи, знакомство с окружающим миром, формирование математических представлений у ребенка.

Прикладное творчество формирует навыки художественно-прикладного труда (изготовление декоративных панно, игрушек), дети знакомятся с истоками народного творчества.

Развитие речи – развитие связной речи, формирование фонематического слуха, слоговая структура речи, звукопроизношение.

ИЗО-студия – развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности: рисование, лепка, графика, бумажная пластика.

Учебно-воспитательный процесс, познавательно-развивающие программы, организованные отделом социально-педагогической реабилитации ЦДТ, благодаря комплексному подходу, обогащают детей новыми знаниями и умениями, развивают интерес к творчеству, навыкам регуляции поведения, навыкам связной речи, активизируют словарный запас, а также способствуют социализации ребенка. Все это оказывает комплексное влияние на формирование коммуникативной и социально-личностной компетентностей ребенка.

Таким образом, формируемые и развиваемые под целенаправленным воздействием вышеперечисленных факторов коммуникативная и социально-личностная компетентности обучающихся в отделе детей, способствуют расширению и углублению их знаний об окружающей действительности и о себе; стимулируют приобретение и развитие социально-значимых качеств, способностей и умений, которые позволяют им более успешно ориентироваться и действовать в жизненно важных процессах, быть толерантным, адекватно реагировать на воздействия социальной среды, тем самым повышать защищенность от ее агрессивных и других негативных воздействий.

Каждому педагогу, работающему с детьми с ограниченными возможностями, необходимо наличие умений организовать общение, выстроить гуманистические отношения с детьми таким образом, чтобы способствовать успешному вхождению ребенка в сложный мир социальных отношений и деятельности.

Обобщая можно сказать, что для формирования мировоззрения и развития ключевых компетенций детей с ограниченными возможностями необходимы определённые условия среды. В первую очередь это принципы и условия овладения ключевыми компетенциями: учение на основе собственной мотивации и ответственности за результат; стремление к самостоятельной, продуктивной деятельности; соответствие компетенций реализуемой деятельности; знание приобретается детьми в процессе его прохождения; наличие оценивания уровня достижения требуемых компетенций, в том числе и самооценивание. Применительно к дошкольникам и младшим школьникам это означает, что изначально идёт процесс формирования мотивации к обучению, затем проявление определённой целенаправленной активности, не заучивание, а понимание деятельности; наличие оценки о собственной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что учебно-воспитательная среда в дополнительном образовании детей является значимой базой для формирования необходимых компетенций. Постоянно развиваясь, находясь в динамике, она требует соответствующего мониторинга, в ходе которого появляется возможность улучшения, коррекции и координации образования детей.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687