Воспитание здорового образа жизни дошкольников в условиях УДО

Иванова Галина Аркадьевна, МБОУДОД «Центр детского творчества пос. Дербышки»
Советского района г.Казань


Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Нормой каждого должен стать здоровый образ жизни и санитарная культура. Здоровый образ жизни принципиально не совместим с вредными привычками. Здоровье подрастающего поколения республики и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время – важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения. Таким образом, тема формирования здорового образа жизни у дошкольников кажется нам весьма актуальной.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.

Для успешной реализации задач воспитательно-оздоровительной работы необходимо не только специально организованная деятельность, но и личный пример всех участников воспитания ребенка – педагогов, родителей. Родители и педагоги – это единомышленники, и вопросы оздоровления они решают вместе.

Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют нас, педагогов, занимающихся воспитанием дошкольников.

Главная задача педагога – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.

В нашей школе развития часто проводятся занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Тематика занятий: «Соблюдаем режим дня», «Правила доктора Неболейко», «Где растут витамины?», «Правила поведения во время грозы» и др. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры, самостоятельные наблюдения, игровые познавательные программы и т.п.

В работе по формированию привычки здорового образа жизни широко использую литературные произведения. Например «Мойдодыр» К. Чуковского, «Девочка чумазая» «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.

В поисках средств повышения интереса детей к спортивным занятиям я использую в своей работе дыхательную гимнастику: «Ежик», «Насос», «Каша кипит» и др.

В построении интегрированных занятий применяю метод сложение русских сказок. Так же в работе использую малые формы народного фольклора (потешки, прибаутки, заклички) для оздоровительных пауз, что способствуют воспитанию детей в национальных традициях. На занятиях систематически использую упражнения на развитие моторики с предметами (маленькие мячики, спички, камешки, пуговицы).

Очень любят дети подвижные игры «Удочка», « Ловля обезьян», «Динь – дон», «Гори, гори ясно»и др . Их я провожу в перерывах между занятиями, что является эффективным средством оздоровления организма.

Для решения проблемы формирования здорового образа жизни важно использовать дифференцированные подходы в физическом воспитании дошкольников, привлекать родителей к активному сотрудничеству. Чтобы дать детям хорошие знания по здоровому образу жизни, сформировать привычки здорового образа жизни педагог должен быть хорошо образован, четко знать свое дело, быть в постоянном поиске нового, любить детей, учитывать их интересы.

В период дошкольного детства важно сформировать у детей отношение к здоровью как к ценности, которую надо беречь и укреплять; осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Во время всего пребывания в школе всегда использую образовательные ситуации, напоминания, способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основы безопасности жизнедеятельности.

Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры со стихами: «Рыбка», «Домик», «Пароход», «Очки» и много других (по методике Цвынтарного). Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Часто, во время занятия, я выискиваю минутку, чтобы доставить детям удовольствие выполнить следующие упражнения: потянуться как кошка, постоять как петушок, поскакать как лошадка, позевать, открывая рот до ушей, широко улыбнуться, нахмурить брови и т.д. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.

На занятиях «Мы в гостях», «Для чего нужны глаза?» «Для чего мы чистим зубы» дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Занятие «Зеленая аптека» знакомит детей с лекарственными растениями близкого окружения. Ребята заново узнают ромашку, одуванчик, крапиву и узнают, как можно лечиться этими растениями.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687