Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни детей в Центре внешкольной работы Авиастроительного района

Козякова Наталья Андреевна, методист МБУДО «Центр внешкольной работы»
Авиастроительного района г. Казани


Центр внешкольной работы Авиастроительного района сегодня – одно из самых крупных муниципальных базовых учреждений Авиастроительного и Ново-Савинского районов г. Казани, реализующих воспитание и дополнительное образование детей, в котором созданы условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, самореализации в различных видах деятельности, развития пространства детского благополучия, организации активной творческой созидательной жизнедеятельности детей.

В Программе развития учреждения определены следующие приоритеты: формирование здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья воспитанников; развитие направлений научно-технического творчества и проектной деятельности обучающихся; развитие сетевого взаимодействия и прямого сотрудничества с семьей. По каждому направлению определены виды деятельности. Рассмотрим инновационные технологии, используемые в Центре при формировании здоровьесберегающей образовательной среды.

Здоровый образ жизни возвращается в нашу социальную практику. Он стал важной составляющей личностного, человеческого капитала. Большую роль в оздоровлении учащихся, в формировании здорового образа жизни играют такие формы массовой работы как чемпионаты, соревнования, спортивные игры и другие виды деятельности. Важным условием организации работы с детьми по формированию навыков здорового образа жизни является создание здоровьесберегающей среды. Одним из аспектов здоровьесбережения является оптимальный двигательный режим. Движение является естественной биологической потребностью детей, а ограничение мышечной активности приводит к тому, что на последующих возрастных этапах эффективность освоения жизненно необходимыми навыками снижается.

Количество детей, занимающихся в Центре, из года в год увеличивается, но и увеличивается процент гиподинамичных детей, детей со сниженной физической активностью. Именно поэтому возникла необходимость в привлечении детей других объединений к физкультурно – массовой деятельности в рамках профилактики асоциальных явлений, в формировании здорового образа жизни, нравственной, социально адаптированной и активной личности для создания будущего здорового общества.

Для повышения интереса к физкультурно - массовой работе в Центре и расширения двигательной активности детей проводятся спортивные дни, спортивные недели. Эта работа ведется с 2009 года, проходит во время школьных каникул в общеобразовательных учреждениях района и предполагает тесное взаимодействие детей, педагогов, родителей, других образовательных учреждений района. У детей в это время появляется свободное время и большую часть они проводят в нашем Центре. Спортивные дни и спортивные недели удачно вписываются в организацию учебной и воспитательной работы Центра и позволяют объединить и приобщить детей разных возрастов и объединений к активным занятиям физической культурой и спортом. На каждый вид спортивной недели составляется программа, которая анонсируется за две недели до начала каникул так, чтобы дети, педагоги и родители могли выбрать для себя любое спортивное мероприятие, либо присутствовать на всех мероприятиях.

В программу входят следующие мероприятия: танцевальные флешмобы, фитнес -уроки, занятия по обучению подростков технике тренировки на спортивных тренажерах, «Наша формула здоровья» (состязание в беге, метании, прыжках), «День катка», «День футболиста», «День спортивных рекордов» и другое.

Участие в спортивных неделях принимают все желающие, кроме детей, освобожденных от спортивных нагрузок по состоянию здоровья.

После проведения каждой спортивной недели подводятся итоги: сколько детей принимали участие в спортивной неделе, какие дни были самыми интересными, какие мероприятия посетило наибольшее количество детей, мнение педагогов и родителей определяется по анкетированию.

Деятельность педагогов по здоровьесбережению в Центре многогранна. Дополняют оздоровительную и физкультурно-спортивную деятельность за пределами образовательного учреждения в палаточном лагере на реке Илеть, детском оздоровительном лагере им.Ю.Гагарина, ОЛ «Молодежный», куда выезжают наши воспитанники со своими педагогами.

Задачи оздоровления также реализуются путем проведения традиционных массовых мероприятий: «Уроки осторожности ...», «Веселые старты», «Спартакиада», «Оздоровительные паузы», День здоровья, спортивные тематические праздники «Страна «Спортландия»», «Мы за здоровый образ жизни», «Береги здоровье смолоду», «Стартуем вместе...» (семейные спортивные эстафеты) и другие мероприятия по здоровому образу жизни.

Здоровье – понятие комплексное. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – совместная задача родителей и педагогов, решаемая через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.

В действительности, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687