Воспитать Гражданина.
или
интерактивные формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся в учреждении дополнительного образования

Ремизова Марина Павловна, директор МБУДО «Центр внешкольной работы»
Приволжского района г. Казани


Сегодня воспитательная работа со школьниками в качестве одного из самых ведущих своих направлений ориентируется на гражданско-патриотическое воспитание. Любовь к родине, уважение к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования идентичности гражданина России, социально ответственное поведение в обществе – вот те важнейшие ценностно-смысловые ориентиры, которые востребованы в современном российском обществе и вокруг которых объединяются усилия многих социальных субъектов, реализующих воспитательный процесс: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации. Каждый из субъектов воспитательной работы реализует свои специфические формы работы с обучающимися. Эти формы определяются воспитательным потенциалом той организации, учреждения, объединения, в которой осуществляется воспитательный процесс.

Учреждения дополнительного образования, несомненно, занимают особое место в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Это объясняется теми внутренними особенностями, которые присущи дополнительному образованию: практико-ориентированная основа деятельности, вариативность образовательного процесса, проявляющаяся как в многообразии реализуемых образовательных программ, так и в формах, методах, сроках, а также в результатах обучения. И, пожалуй, главное, что обеспечивает успешность воспитательной работы – это высокомотивированное обучение в учреждении дополнительного образования, куда дети приходят сами, по своему собственному выбору, определяемому их интересами, образовательными и личностными потребностями. Здесь, в дополнительном образовании, они сами определяют важность и нужность получаемого знания, сами формируют и опыт конкретных действий, и опыт ценностного отношения, самостоятельности и ответственности за сделанный выбор и совершенные поступки. Все это позволяет моделировать воспитательное пространство, обеспечивающее формирование разнообразного социального опыта, развитие познавательной мотивации у каждого конкретного ребенка.

К числу учреждений, успешно реализующих воспитательный потенциал дополнительного образования, относится и Центр внешкольной работы Приволжского района г. Казани. Сегодня это современное востребованное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста, с возможностью выбора досуговой, познавательной и развивающей деятельности, где представлен широкий спектр образовательных программ и на основе добровольности создается атмосфера творческого развития и самосозидания личности. Основной целью деятельности Центра является создание условий для формирования социально зрелой личности, способной мобилизовать полученные знания и опыт социально-практической деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Решая многочисленные образовательные задачи, Центр внешкольной работы особое внимание уделяет организации гражданско-патриотического воспитания. Среди всех реализуемых в центре дополнительных общеобразовательных программ (а их на сегодняшний день 75, из которых 20 – авторских), свыше половины так или иначе имеют гражданско-патриотическую направленность. Среди них программы татарского театра «Нур», вокального ансамбля «Умырзая», «Хэзинэ», студии танца «Каскад», программы народного декоративно-прикладного творчества «Кубэлэк», «Халык гамэли ижаты hэм йолалары», программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Жар-птица», «Пандора», «Родники», программа по экологии «Природа – наш дом», программы детских общественных организаций «Содружество» и «Лидер», краеведческие программы. Обучаясь по этим программам, дети получают неоценимый опыт приобщения к культурно-историческому наследию родного края, имеют возможность воплотить в своей учебной деятельности лучшие традиции изобразительного, декоративно-прикладного, вокального, танцевального, театрального творчества народов Татарстана.

Помимо образовательной деятельности, в которую сегодня вовлечены 4830детей и подростков, Центр внешкольной работы Приволжского района известен и как организатор многочисленных массовых воспитательных мероприятий со школьниками Приволжского и Вахитовского районов города Казани. Ежегодно силами педагогического коллектива проводится свыше 70 мероприятий различного уровня – от районного до международного с охватом свыше 10 тысяч учащихся. Это большая цифра. Если подумать, то практически каждую неделю усилиями Центра создается насыщенная социокультурная среда, позволяющая направлять жизнедеятельность детей и подростков в свободное от учебы время на основе позитивных воспитательных ориентиров.

На сегодня важнейшей задачей при организации гражданско-патриотического воспитания школьников Центр внешкольной работы считает поиск таких инновационных форм работы, которые бы с одной стороны инициировали активность самих детей и подростков в их гражданском становлении, а с другой – создавали условия для формирования разнообразного социального опыта, который позволил бы в будущем юным казанцам самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, находить творческие нестандартные решения при реализации задач инновационного развития родного города и республики. К числу таких инновационных форм, без сомнения, можно отнести реализуемые на базе ЦВР социальные, творческие интерактивные проекты, в основе которых лежит деятельностный и личностно ориентированный подход к патриотическому воспитанию.

С 2012 года в Центре реализуется инновационный проект «Наследники Отечества», направленный на воспитание гражданской ответственности, высокой социальной и творческой активности учащихся. Инновационность проекта заключается в создании специально спроектированной социокультурной образовательной среды для самостоятельного освоения участниками проекта историко-культурного наследия Отечества. Особенностью проекта является его интеграционный характер, который заключается в предоставлении детям возможностей участия в разнообразных маршрутах творческой, интеллектуальной, социальной направленности, которые позволяют глубоко освоить ту или иную гражданско-патриотическую тему. Например, в 2013-2015 гг. созданные в рамках проекта социальные интерактивные программы «В Единстве – сила», «Мы едины – мы непобедимы», «Проспект Победы», «Сокровища древнего города» были пронизаны темой подвига на примере великих сынов Отечества. В ходе программ участники проекта проходили творческие маршруты «Исторический турнир» (интеллектуальная викторина по истории России), «Этно-хоровод» (мастер-класс по изучению танцев народов России), «Поволжье в веках» (экскурс-презентация музея национальной куклы), «Ремесленная мастерская» (мастер-класс по изготовлению национальной куклы), «Народные напевы» (мастер-класс по разучиванию народных песен).

В 2015-2016 учебном году Центром внешкольной работы реализуется интерактивная игровая интеллектуально-социальная программа «Казанский КВЕСТ», направленная на расширение кругозора и углубление знаний о родном городе – столице Республики Татарстан – Казани, воспитание гражданской ответственности, толерантного отношения к народам многонациональной республики, воспитание чувства уважения к истории родного города, в аспекте интересов современной молодежи. Такая форма, как «квест», близка современным школьникам – пользователям интернета, так как это приключенческая игра, требующая сосредоточения умственных и физических способностей, умения работать в команде.

Цель программы «Казанский КВЕСТ» – развитие у учащихся интереса к культурно-историческим ценностям родного города как субъекта мировой культуры и освоение социального опыта гражданина города в различных ролях. Участниками программы становятся учащиеся старших классов образовательных организаций Вахитовского и Приволжского районов и учащиеся средних специальных учебных заведений города, из которых формируются смешанные команды, выполняющие творческие задания в своем тематическом секторе: графическом (разработка бренда г. Казани), блогерском (статья о Казани), пластическом (постановка и разучивание национального танца в стиле современной хореографии), акустическом (разучивание песни о родном городе - Казани), спортивном (спортивные игры и постановка показательных выступлений на mini-стадионе), мобильном (подготовка и премьера агитвизитки «Ты – Казанец!»), мультимедийном (создание видеоролика о работе тематических секторов). Программа носит состязательный характер, лучшие творческие работы отмечаются призами. Участие в программе сопровождается современными формами Интернет-общения, в сети «ВКонтакте» создана группа «Казанский КВЕСТ», в которой участники заранее регистрируются для работы в определенном секторе.

Педагогическая целесообразность данной интерактивной программы заключается в использовании при организации гражданско-патриотического воспитания современных игровых форм, которые чрезвычайно распространены среди молодежи. Участники программы включаются в нее активно, именно поэтому и содержание программы, пронизанное гражданско-патриотической тематикой, с интересом и азартом воспринимается школьниками. Глубокое содержательное погружение в тематические сектора обеспечивает каждому участнику нахождение своей мотивационной ниши, получение опыта побед, способствует раскрытию новых творческих способностей, формированию интереса к истории Отечества.

Реализация проекта «Наследники Отечества» важна и для профессионального роста педагогов, причем, не только тех, кто вовлечен в реализацию проекта. Возможность для педагогов дополнительного образования по-другому выстроить формы и методы работы, использовать инновационные педагогические технологии интерактивного, личностно- ориентированного, проектно-исследовательского обучения позволяют выйти за рамки обычного, активизировать свой профессиональный и личностный потенциал, что, несомненно, приносит свои результаты в повышении эффективности воспитательной работы.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687