Из опыта работы педагогического коллектива по созданию условий для успешной самореализации обучающегося на основе национального регионального компонента

Сингатуллина Лилия Габдульназировна, директор МБУДО «Татарская детская
музыкальная школа №32» Московского района г. Казани


Современная действительность диктует необходимость включения в систему дополнительного образования детей воспитания мирот­ворческой личности с уважением национальной культуры и высоким национально-духовным развитием.

Преподаватель системы дополнительного образования является последовательным и активным носителем национального и этнокультурного компонен­та. В этом процессе он должен способствовать передаче молодому поколению достижений национальной культуры и национально-регионального компонента знаний на фоне достижений мировой культуры.

В последние десятилетия наблюдается тенденция падения уровня этномузыкальной культуры личности, как составной части общегосударственной и мировой культуры. Происходит это под сильным влиянием массовой культуры (поп, рок, рэп, техно и т.д.). Поэтому возникает острейшая необходимость в воспитании зрелой этномузыкальной составляющей общей культуры личности, возрождении национального язы­ка, культуры и сохранении самого этноса.

Этнос выступает одним из решающих факторов формирования личности. Менталитет этноса воспринимается человеком с раннего детства, «впитывается с молоком матери». В дальнейшем он влияет на личность через ближайшее социально-природное окружение, обуславливая ряд специфических особенностей личности, её поведения, мировосприятия. В каждом из нас заложены генетические корни личностного ресурса. Это осознание себя представителем своей родной нации, а также реальная, потенциальная, прогностическая установка и ориентация на межнациональный контакт, дружбу, взаимопонимание и согласие. Исходный посыл такого уровня ментальности содержится в виде национально-регионального компонента.

Татарская детская музыкальная школа № 32 в сентябре 2014 года стала неотъемлемой частью масштабного проекта – единственного в Республике Татарстан - Центра национального образования – Милли Мәгариф үзәге.

Поддержанию и развитию национальных культурных традиций в школе уделяется особое внимание. Главное место в деятельности педагогического коллектива отведено развитию ведущей методической темы: «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального компонента», над которой работают школьные методические объединения:

- специальное фортепиано

- струнно-смычковые инструменты (скрипка, виолончель)

- духовые инструменты (курай, флейта, блок-флейта, саксофон)

- струнно-щипковые инструменты (домра, гитара, балалайка)

- народные инструменты (баян, аккордеон, гармонь)

- общее фортепиано

- вокально-хоровое отделение

- теоретическое отделение.

Обучение ведётся на двух государственных языках Республики Татарстан. В педагогическом репертуаре обучающихся наряду с классикой значительное место занимает музыка татарских композиторов, которая развивает не только исполнительские навыки и умения, но и оказывает большое воспитательное воздействие эстетического и патриотического плана.

В школе созданы и успешно функционируют творческие детские коллективы: национальные ансамбли кураистов «Тылсымлы курай» и «Йолдызлар»; ансамбли скрипачей и виолончелистов «Allegro» и «Весёлые нотки»; вокальные дуэты и ансамбли («Бәллүр тамчылар», «Чәчкәләр»); оркестр народных инструментов «Талисман»; сводные младшие и старшие хоры. Работа этих коллективов направлена на воспитание и развитие творческих способностей детей посредством самобытности национального репертуара, родной татарской речи, культуры, истории, традиций.

Традиционно обучающиеся ТДМШ № 32 показывают высокие результаты на конкурсах татарской музыки, таких, как Открытый Всероссийский детский фестиваль-конкурс татарской фортепианной и камерно-инструментальной музыки «Энҗеләр», Межрегиональный конкурс имени Сары Садыковой «Калфаклы сандугач», Межрегиональный конкурс имени Вафиры Гиззатуллиной, Городской конкурс татарской музыки «Кояшлы буләк».

Центр национального образования, частью которого является татарская детская музыкальная школа № 32, часто посещают различные делегации, в том числе и зарубежные. Национальные ансамбли кураистов, ансамбли скрипачей и виолончелистов, вокальные ансамбли и солисты ежегодно принимают участие на встречах гостей из Китая, Сирии, Финляндии, Австралии, а также различных татарских диаспор как из России, так и из-за рубежа. Такие встречи играют важную роль в вопросах воспитания национального самосознания, духовно-нравственных качеств на основе традиций татарской культуры.

Также в Центре ежегодно проводятся татарские праздники (Корбан бәйрәм, Ураза бәйрәм) и фестивали татарской народной песни. В проведении этих мероприятий активное участие принимают преподаватели и обучающиеся татарской детской музыкальной школы № 32. Эти праздники с малых лет прививают уважение и знание традиций и культуры своего народа, воспитывают уважительное отношение детей друг к другу, почитание родителей, родных, старших. Формируют чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного разговорного и музыкального языка.

С марта 2014 года Детская музыкальная школа № 32 при поддержке ГБОУ РТ «Института дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства» и Управления образования города Казани организует и проводит ежегодный Республиканский конкурс–фестиваль татарской музыки имени Рустема Яхина «Күңелемдә яз» («В душе весна», по аналогии с оригинальным названием одного из романсов Рустема Яхина).

Задачами данного конкурса-фестиваля с начала его основания являются:

- Пропаганда и популяризация татарской музыкальной культуры среди молодого поколения Республики Татарстан;

- Приобщение обучающихся к творчеству композитора Рустема Яхина;

- Развитие традиций национального вокального и инструментального искусства;

- Выявление и поддержка одаренных, талантливых детей;

- Нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения;

-Повышение профессионального мастерства преподавателей, творческих коллективов и исполнителей.

В конкурсе-фестивале приняли участие более 200 исполнителей из Казани, Зеленодольска, Балтасинского, Верхнеуслонского, Высокогорского, Зеленодольского районов Республики Татарстан. Конкурсные прослушивания проходили по следующим номинациям: фортепиано, струнно-смычковые инструменты, духовые, народные инструменты, вокал.

Теплая, доброжелательная атмосфера конкурса–фестиваля, доступность исполнительских требований предоставили возможность всем участникам выступить на сцене и проявить себя. Все участники фестиваля получили Дипломы. Лауреатам конкурса–фестиваля были вручены Сборники произведений Рустема Яхина, подписанные Харитоновой Светланой Семёновной, прямой наследницей композитора.

Коллектив школы очень давно и плодотворно сотрудничает с наследницей композитора. Светлана Семёновна кропотливо и бережно работает с наследием выдающегося композитора: оберегает архивный материал, переиздаёт сборники его произведений, следит за точностью воспроизведения и исполнения авторского текста, активно участвует в пропоганде его творчества.

При активном участии Светланы Семёновны в Детской музыкальной школе № 32 создан музейный уголок Рустема Яхина, в котором представлены уникальные фотографии, личные вещи, архивные материалы по переписке композитора с выдающимися деятелями татарской и русской культуры. За время работы музейного уголка разработана авторская экскурсионная программа «Мир музыки Рустема Яхина», включающая в себя разделы «Рустем Яхин – человек и личность» и «Творческая палитра музыки Рустема Яхина».

В целях сохранения и пропаганды наследия выдающегося национального композитора Рустема Яхина школа заключила трёхстороннее Соглашение с Казанским городским общественным фондом поддержки культурных и социально-экономических проектов «Азамат» и Благотворительным фондом сохранения творческого наследия Р. Яхина.

Для повышения мотивации к обучению в музыкальной школе с 2014 года налажено тесное сотрудничество с телеканалом «Татарстан новый век». Совместно с корреспондентами редакции утренней программы «Манзара» было создано 17 сюжетов об учениках и преподавателях музыкальной школы, их творческих достижениях и победах. Преподаватели, обучающиеся и родители на татарском языке рассказывали о деятельности школы, размышляли о необходимости и пользе музыкального образования, делились своими успехами и победами. Юным музыкантам школы посвящены так же несколько выпусков радиопередачи "На волне Татарстана" ГТРК «Татарстан».

Одной из важнейших задач системы дополнительного образования детей является воспитание внутренней и внешней культуры у обучаю­щихся. Это предполагает формирование у них такого важнейшего качества как уважение к человеку, к культуре, к языку, религии, традициям и обычаям народов, проживающих совместно. Воспитание уважения как компонента личностной этномузыкальной культуры человека является условием полноценного межнационального общения, постижения сосуществующих национальных культур.

Этномузыкальная культура общества может существовать только тогда, когда есть люди, способные к ее сохранению, ретрансляции и творческому развитию. Поэтому главнейшая цель национального регионального музыкального образования - это формирование у подрастающего поколения личностной этномузыкальной культуры.

Этномузыкальная культура личности в широком смысле – это интегрированное качество, позволяющее личности воспринимать, воспроизводить и создавать этномузыкальные ценности в опоре на националь­но - своеобразный способ познания мира и себя в этом мире, способствующее успешной самореализации личности как представителя своей нации.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687