Стратегия патриотического воспитания в рамках учебно–воспитательного процесса ДМХШ №3

Литинский Сергей Иванович
МБУДО «Детская музыкально-хоровая школа №3» Ново-Савиновского района г. Казани


Вслушайтесь!

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения». Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные, религиозные организации, диаспорные связи и отношения. Все это нам необходимо учитывать в процессе воспитания учащихся.

В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, призванную интегрировать не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальногражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой.

Сегодня наблюдается снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, общества и государства. Что явилось основной причиной разработки и принятия на государственном уровне документов, призванных скоординировать работу по развитию патриотического воспитания общества.

Вступили в действие два основных документа:

· С Т Р А Т Е Г И Я развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Основной целью этой Программы является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе.

Давайте вернемся к истокам создания Детских музыкальных школ системы образования в нашем городе.

Они были открыты на стыке времен. Отошедшая в историю государственная система с развитой, иерархически построенной, системой воспитания патриотических чувств (Общественные движения октябрят, пионеров, комсомольцев,) оставила нам в наследие пустоту, которую очень быстро заполнила анархия. Умы и сердца нашей молодежи мигом заполнили неформальные молодежные движения и преступные группировки.

Вот для борьбы с этими негативными явлениями были созданы музыкальные и художественные школы управления образования. Как говорили тогда «с целью отвлечь детей от улицы»

Поэтому для нашей школы, открытой в 1989 году, патриотическое воспитание всегда было основным компонентом развития учащихся, а также пробуждения в них духовно- нравственного начала.

Одним из главных ориентиров деятельности школы является формирование национально-патриотического сознания путем приобщения детей и подростков к народному искусству, национальной музыкальной культуре Татарстана и других народов Поволжья.

Данное приоритетное направление всегда являлось для нашей школы целой системой организации этого магистрального направления. В существующих реалиях оно нуждается в создании программно-методического обеспечения этого аспекта.

Следуя общей тенденции учреждения к динамичному развитию, наметилась тенденция к повышению интенсивности методической работы.

В учреждении разработана Программа патриотического воспитания учащихся о которой мы сегодня расскажем.

Она призвана ориентировать и систематизировать работу школы по следующим направлениям:

1. разработка учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием воспитания патриотизма в современных условиях;

2. исследование и использование наиболее эффективных форм и методов, всего многообразия педагогических средств и подходов к патриотическому воспитанию

3. изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания с целью его внедрения в практику патриотической работы.

4. формирование патриотического мировоззрения через развитие патриотически ориентированных мероприятий. Проведение фестивалей, конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных славным историческим событиям России.

5. активизация интересов к изучению истории Отечества, родного края и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;

6. сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной культуре и её видным деятелям;

Благодаря педагогическому сотворчеству, был создан ряд модифицированных и авторских программ как обучения так и воспитания, множество методических разработок по внедрению магистрального направления деятельности патриотического воспитания.

Важное место в программно-методической базе школы заняла Программа «Формирование знаний о музыкальной культуре родного края, как обязательный и необходимый компонент национально-патриотического воспитания детей», принятая школой на период с 2014 по 2019 учебный годы.

А также «Программа развития Детской музыкально-хоровой школы №3 на период 2014-2019 гг.» где четко сформулированы цели и задачи деятельности учреждения. Все образовательные и воспитательные программы красной нитью пронизаны национально-патриотической тональностью.

Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности ДМХШ №3 является коллективное музицирование, которое позволяет привлечь к патриотическому воспитанию и образованию большое количество учащихся. Среди творческих коллективов завоевали признание и любовь слушателей:

· Хор мальчиков и юношей под руководством заслуженного учителя школы РТ Романова В.И. Это один из немногих уникальных хоровых коллективов Республики, в репертуаре которого преобладают произведения гражданско-патриотического характера.

· «Образцовый детский коллектив России» фольклорный ансамбль «Родничок» (рук. Н.Журкова). Саитгареева Райса Тимерьяновна

· Лауреат международных, всероссийских, республиканских конкурсов ансамбль народных инструментов «Мирас» (руководитель- «Заслуженный работник культуры РТ» И.Габитов).

· Ансамбль духовых инструментов под руководством С.В.Помясова.

· рок-группы нашей школы под руководством СеливановаВ.А. в репертуаре которых обязательно присутствуют песни гражданской направленности


Эти коллективы являются флагманами в реализации школьной программы по национально - патриотическому воспитанию, служат визитной карточкой школы и ведут активную концертно-просветительскую деятельность в городе и Республике.

Можно с полным правом сказать, что «Детская музыкально-хоровая школа №3» является одним из музыкально-культурных центров, формирующих социо-культурное пространство района.

Одно из важнейших мест в учебно-воспитательном процессе ДМХШ №3 занимает концертно-просветительская деятельность. Это часть совместной работы преподавателей и учащихся, которая отличается не только сложностью подготовительного периода, но вместе с тем и радостью, от результатов своего труда и признанием слушателей.

Концертная жизнь школы всегда была и остается очень насыщенной. Она охватывает слушательскую аудиторию от родителей учащихся до администрации и правительства Республики.

Преподаватели и учащиеся школы традиционно организуют концерты и фестивали патриотической тематики:

Особое место занимает ежегодная серия концертных выступлений «мужского братства» под руководством Романова В.И., способствующая формированию у учащихся гражданского сознания и чувства патриотизма, которая открывается концертом посвящённого 23 февраля для учащихся и родителей и жителей микрорайона, далее подхватывает эстафету хоровое фестивальное движение зрителями и слушателями которого являются ветераны войны, репрессированные, вдовы участников войны, ветераны труда, педагоги ветераны. И в заключении этой серии концертов в целях приобщения жителей республики к музыкальной культуре сообщества, удовлетворения потребности в духовном развитии населения организуется поездка в один из городов республики. География концертных поездок фестивального движения «Мужское братство» достаточно обширна. Это Москва, Чистополь, Тетюши, Буинск, Набережные челны, Нижнекамск и другие.

Второй год в нашей школе проводится республиканский фестиваль хоровых коллективов мальчиков и юношей «Поющее братство» собирающий и объединяющий все больше коллективов как нашего города так и республики.

Целенаправленная деятельность основополагающей тематики патриотической направленности незамедлила дать свои результаты, которыми гордится педагогический коллектив и администрация школы:

В 2015 году школа стала лауреатом I степени Национальной премии «Элита российского образования» в номинации «Лучшая организация дополнительного образования, реализующая программы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей – 2015».

Туктамышева Л.А. Лауреат 1 степени Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» «Героико-патриотические песни сказания (былины)»

Шарабуева С.А. за организацию работы по патриотическому воспитанию удостоена звания лауреата 2 степени на Всероссийском конкурсе «Звезды будущего».



Романов В. И. за деятельность в патриотическом воспитании детей имеет награды:

· Лаурет 1 степени Всероссийского конкурса инновационных идей и опыта патриотического воспитания детей и молодежи «ПАТРИОТ РОССИИ»

· Лаурет 1 степени Открытого конкурса учреждений дополнительного образования детей «Звезды будущего» («Киләчәк йолдызлары») в номинации: «Преданность детству» (Ветеран»),

· Лаурет 1 степени в региональном конкурсе методических пособий за методическое пособие для преподавателей вокально-хоровых дисциплин ДМШ и ДШИ «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».

Не смотря на радующие нас результаты мы стараемся объективно смотреть на нашу деятельность и понимаем что многое нам еще предстоит сделать и многому научиться.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687