Роль татарской фортепианной музыки в формировании нравственной культуры обучающихся

Гараева Ильмира Расиховна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МБУДО
«Татарская детская музыкальная школа №32» Московского района г. Казани


Обучение в Детской музыкальной школе - важный этап в воспитании и образовании детей. В процессе обучения формируется нравственный облик, характер и воля подрастающего поколения. От того, какие наши дети сегодня, зависит, каким будет наше общество в будущем. Многие государственные и общественные организации занимаются вопросами становления личности. Социальные и политические условия современного общества формируют запрос на личность инициативную, творческую, с высоким уровнем духовной нравственности и интеллекта. Дополнительное музыкальное образование - один из важнейших инструментов, помогающих решить данную проблему, позволяющих приобщить обучающихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента.

Основной задачей нашего образовательного учреждения наряду с самореализацией и профессионализацией является развитие национального самосознания детей. Музыкальные интонации, воспринимаемые и воспроизводимые учениками, оказывают значительное формирующие воздействие на их общемузыкальное развитие. Наряду с классической музыкой, это должны быть интонации татарской музыки, звучание национальных инструментов и произведений, созданных на материале татарских народных мелодий и песен.

Музыка – это искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия. Татарская музыка - это самобытное явление национального искусства, часть национальной культуры, незаменимый источник развития национального музыкального и поэтического мышления обучающихся. Очень важно средством познания национального народного фольклора приобщить детей к музыкально - эстетическим традициям своего народа, воспитывать лучшие нравственные и эстетические качества их личности, формировать духовные потребности.

В моей педагогической практике наряду с классическим репертуаром все более значительное место занимает музыка татарских композиторов. На начальном этапе обучения большое место среди татарских фортепианных пьес занимают несложные обработки известных татарских народных песен. Надо отметить, что обучающиеся с большим интересом приступают к изучению данных пьес, многим детям знакомы слова песен. Основной контингент обучающихся нашей музыкальной школы это дети – татары, знание татарских народных песен с самого раннего возраста это, несомненно, очень положительный момент в воспитании детей.

Татарская фортепианная музыка - одна из ярчайших страниц профессиональной музыкальной культуры, которая имеет большую художественную ценность и представляет прекрасный материал для совершенствования музыкально – исполнительского мастерства, воспитания у обучающихся музыкального вкуса. С большим интересом и желанием ученики моего класса исполняют произведения выдающихся композиторов Татарстана, таких как: Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, Рустем Яхин, Мансур Музафаров, Сара Садыкова, Джаудат Файзи, Рафаэль Белялов, Ринат Еникеев, Шамиль Шарифуллин, Резеда Ахиярова, Масгуда Шамсутдинова, а также современных татарских композиторов, таких как: Эльмир Низамов, Алсу Салихова, Гульнара Тимербулатова, Гульнара Беляева, Лилия Тагирова, Роза Мухитдинова, и других, благодаря интенсивной творческой деятельности которых все богаче и интереснее становится национальная профессиональная музыка.

Одна из распространенных форм приобщения широкого круга юных музыкантов к музыкальному искусству является проведение фестивалей и конкурсов детского и юношеского творчества. Обучающиеся моего класса принимают активное участие и становятся лауреатами практически во всех городских, республиканских и всероссийских конкурсах татарской музыки, таких как «Кояшлы буләк», «Энжеләр», конкурс имени Вафиры Гиззатуллиной, конкурс-фестиваль татарской музыки имени Рустема Яхина «Куңелемдә яз», фестиваль-конкурс имени Сары Садыковой «Калфаклы сандугач», конкурс-фестиваль музыки современных композиторов Татарстана «Территория таланта», где исполняют произведения татарских композиторов, обработки народных песен, переложения татарских произведений.

На конкурсах международного уровня в исполнении моих учеников также звучат татарские пьесы. В июне 2014 года ученица Карина Садыкова стала лауреатом I степени Международного фестиваля-конкурса «Легенда Средиземноморья», который проводился в Испании, в городе Ллорет де Мар. На этом конкурсе европейские зрители имели возможность послушать в исполнении Карины пьесу «Воспоминание» татарского композитора Розы Мухитдиновой. Это был пример проявления патриотизма – исполнение татарской национальной музыки за рубежом, в Европе. Мы слышали много теплых и добрых слов от слушателей и в адрес композитора произведения, и в адрес исполнителя.

В репертуаре обучающихся включаю собственные ансамблевые переложения татарских произведений. Это переложение романса Рустема Яхина «Не срывай для меня весенние цветы» для исполнения на рояле в четыре руки, переложение для скрипки и фортепиано известного романса Р.Яхина «Верю» из методического пособия «Сборник ансамблевых переложений «Музыкальный альбом». В марте 2016 года состоялась презентация второго методического пособия «Сборник переложений «Играем в ансамбле», включающее переложения татарской народной песни «Җизнәкәй» для флейты и фортепиано, и песни Гульнары Беляевой «Әниемнең күзләре» для скрипки, виолончели и фортепиано.

Важная тема о роли татарской фортепианной музыки в формировании нравственной культуры обучающихся была затронута в интервью с корреспондентом телерадиокомпании «Новый век». В апреле 2014 года о моем фортепианном классе был снят сюжет для телевизионной передачи «Манзара» телекомпании ТНВ, где в исполнении моих учениц Карины Садыковой и Ангелины Валитовой звучали татарские фортепианные произведения. В беседе с корреспондентом девочки на родном татарском языке рассказали о своей учебе в музыкальной школе, об исполняемых произведениях и о своих успехах на конкурсах и фестивалях.

Национально - региональный компонент вариативен, определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании. В нем закладываются основы формирования у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, не безразличной к судьбе своей «малой Родины». Национально - региональный компонент в музыкальном образовании способствует эффективному формированию мировоззренческой, нравственной культуры у обучающихся.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687