Актуальные вопросы функционирования учреждения дополнительного образования для одаренных детей: использование инновационных образовательных технологий обучения во внеурочной деятельности и организация сетевого взаимодействия в процессе их реализации

Рахматуллина Асия Альфритовна, директор МБУДО «Городской центр творческого развития
и гуманитарного образования для одаренных детей» г. Казани


Динамика инновационных процессов в современном обществе способствовала обращению образования к внедрению новейших направлений и методов в систему обучения. Это продиктовало необходимость изменения ориентиров работы учреждений дополнительного образования для одаренных детей. Сегодня дополнительное образование призвано решать новые задачи по обеспечению поддержки реализации ФГОС ООО. Опыт работы нашего МБУДО « Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей» г. Казани позволяет с уверенностью сказать, что ключевая идея модернизации учреждений дополнительного образования для одаренных детей заключается в формировании эффективной системы работы с ними, благоприятствующей полноценному личностному развитию обучающихся, формированию нового типа мышления. Основа данной современной системы заложена в следующих нормативно-правовых актах:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р (http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html);

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

Для достижения задач, поставленных ФГОС ООО Центр разработал программу модернизации, идея которой заключается в использовании инновационных образовательных технологий обучения во внеурочной деятельности и организации сетевого взаимодействия в процессе их реализации.

Для успешной реализации задач по воспитанию и развитию духовно-нравственной личности необходимо прийти к сотрудничеству организаций, так как именно оно необходимо для аккумулирования и объединения ресурсов образовательных организаций, что позволит быстрее и качественнее ознакомиться и внедрить новые образовательные технологии.

«Сетевое взаимодействие – это способ деятельности организаций по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов, по реализации основных и дополнительных образовательных программ». Целями и задачами такого взаимодействия являются:

· удовлетворение запросов, потребностей, интересов обучающихся, родителей, государства;

· создание условий для развития неформального образования, используя потенциал каждого учреждения;


· организация внеурочной деятельности; обеспечение индивидуального подхода в реализации дополнительных программ для одаренных детей с особыми образовательными потребностями;

· развитие новых форм, методик, технологий обучения;

· выявление, поддержка и развитие одаренности детей и т.д.

В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования. «Сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений, что помогает найти прецеденты, получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг для обучающихся, в том числе посредством сетевых образовательных программ. Сеть предоставляет возможность инфотечных разработок инновационных образовательных программ по учебным предметам».

На сегодняшний день наш Центр работает во взаимодействии с такими учреждениями как: Казанский федеральный университет, ГАУ «Республиканский олимпиадный центр», Университет управления «Татарский институт содействия Бизнесу», Казанский национальный исследовательский технический университет КХТИ, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,, общеобразовательная школа-интернат IT лицей КФУ, Кз СВУ, Высшая школа экономики в Москве (НИУ ВШЭ),МБОУ ДО Центр творческого развития «Октябрьский» г. Ижевск и учреждения дополнительного образования и образовательные учреждения г. Казани.

При реализации сетевого взаимодействия крайне важно то, что само учреждение будет транслировать другим. С нашей точки зрения, прежде всего, такая трансляция должна осуществляться в области образовательных технологий. С момента реализации программы модернизации нашего Центра на разных типах мероприятий используются достаточно современные педагогические технологии. Важно подчеркнуть, что их использование осуществляется как на конкурсном (при организации конкурсных мероприятий), так и на образовательном уровнях, в том числе и при подготовке одаренных детей к конкурсам, олимпиадам, конференциям.

Среди таких технологий стоит отметить следующие:

1. Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это процесс и результат. «Как процесс технология предполагает создание атмосферы сотрудничества в системе учитель – ученик – класс и выработку осознанного отношения ко всем аспектам индивидуальной и групповой работы. Как результат технология дает возможность ставить четкие образовательные и воспитательные задачи и оценивать по конкретным критериям эффективность работы.

Технология развития критического мышления формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, ибо они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются учащимися путем свободного, позитивного и активного освоения ими информации, ее синтеза и присвоения.

Данная технология реализуется Центром в работе различных кружков, проведении викторин и круглых столов, а также иных образовательных мероприятий, нацеленных на развития у обучающихся критического мышления.

2. Технология «Дебаты».

Дебаты как развивающая технология помогают учащемуся расширять общекультурный кругозор, развивать интеллектуальные способности, развивать исследовательские и организаторские навыки и умения, развивать творческие качества, коммуникативные умения и ораторские умения, сформировать гражданскую позицию. Таким образом, у обучающихся повышается уровень связности и грамотности речи, умение логически выстроить доказательство, аналитически обработать данные и сделать правильный вывод. «Дебаты» учат критически мыслить, исследовать различные вопросы и убеждать слушателей.

Дебаты – технология, которая наиболее ярко смогла войти в систему сетевого взаимодействия Центра. Ее основа позволила проводить конкурсные мероприятия между образовательными организациями, развивать систему дополнительного образования, привлекать к работе вузы.

3. Медиаобразовательная технология.

Сегодня современный человек живет в медиатизированном пространстве. Он должен быть готов ориентироваться в нем, находить необходимую информацию, полноценно воспринимать и оценивать медиатексты. «В основе медиаобразования лежат материалы средств массовой коммуникации – телевидение, кинематограф, видео, Интернет, интернет-сайты. Целью таких занятий является обучение восприятию медиатекстов различных видов и жанров, в результате чего обучающийся становится медиакомпетентным, он способен самостоятельно находить, осмысленно воспринимать и интерпретировать медиатекст».

Эта технология, с нашей точки зрения, основа для дальнейшего роста Центра, прежде всего в конкурсном направлении и налаживании сетевого взаимодействия. Важно, что современное образование диктует необходимость ее использования. Нами разрабатывается проект интегрированного использования электронных образовательных ресурсов на основе медиатехнологии.

4. Технология «Образ и мысль».

Инновационная технология «Образ и мысль» является национальным вариантов американской программы «Стратегия визуального мышления». «В ее основу положены теории выдающихся психологов Л. Выготского и Ж. Пиаже. Уникальность технологии заключается в том, что она ориентирована на организацию взаимодействия учеников с произведениями искусства, а не на передачу информации. Технология может использоваться в рамках конкретных предметных областей (ИЗО, музыка, МХК, литература, русский язык), а может стать и надпредметным курсом. Она содействует гуманизации школьного образовательного пространства и способствует развитию способности к глубокому личностному восприятию художественных ценностей через систему связей с искусством»[1].

5. Проектная технология.

Сегодня метод проектов – одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующего в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. При помощи этой технологии можно измерять личностные УУД.

Данная методика нашла отражение в проекте Центра «Инновационная конкурсная работа в области правового образования». Участие в Конкурсе позволяет учащимся совершенствовать умение самостоятельно получать, изучать, анализировать, систематизировать, обобщать информацию; осваивать приёмы научно-исследовательской, творческой деятельности, знакомясь с основными направлениями современных научных поисков.

6. Технология составления портфолио.

Портфолио как технология может применяться в образовательном процессе для отработки умений по сбору, хранению, структурированию, анализу информации в пределах отдельных предметов и тем. «Портфолио соответствует целям, задачам практико-ориентированного обучения, так как является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, существенное значение портфолио придает планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов, технология расширяет пространство и формы личностной реализации».

Центр использует многообразие существующих современных образовательных технологий, предоставляя обучающимся возможность применять новые форматы, развиваться, не теряя азарта к учебе, постигая новое и совершенствуя уже имеющееся. Практика осуществляется посредством участия в следующих мероприятиях, организуемых Центром:

« Юный исследователь», «Правовое консультирование», «Умка-clever child»и т.д.

Таким образом, из представленной выше информации можно наглядно увидеть способы методического осуществления задач и целей, ориентированных на реализацию современных требований образовательных программ, используемых Центром в образовательном процессе. Данная статья решила задачу представления положительного опыта работы нашего Центра по отдельным актуальным вопросам функционирования учреждения дополнительного образования для одаренных детей, а именно по использованию инновационных образовательных технологий обучения во внеурочной деятельности и организации сетевого взаимодействия в процессе их реализации.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687