Применение инновационных интерактивных технологий в образовательном процессе Научного общества учащихся

Печерей Евгения Павловна, заведующая Научным обществом учащихся,
педагог дополнительного образования по информатике,
МБУДО «Центр детского творчества «Детская академия» Советского района г. Казани


Научное общество учащихся (НОУ) является структурным подразделением Центра детского творчества «Детская академия» Советского района, педагоги которого работают по двум направлениям: научно-техническое («школа компьютерной грамотности») и естественнонаучное («английский клуб», «русское слово», «старт в химию» и т.д.). Педагоги отдела разрабатывают и внедряют новейшие методы преподавания, активно используют информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе для улучшения результатов образовательной деятельности. Задача каждого из нас быть всесторонне развитой личностью, способной ответить на все вопросы ученика, зажечь в нем тягу к изучению нового.

Современный мир основывается на использовании информационных компьютерных технологий. Как сказал Д.А. Медведев: «Никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий и без подготовки педагогического состава по использованию этих технологий». Одной их таких технологий является интерактивная технология. Интерактивная технология – программное обеспечение, которое работает в режиме диалога с пользователем и позволяет управлять процессом обучения.

Как же применяются интерактивные технологии в образовательном процессе НОУ?

Интерактивная деятельность на уроках английского языка («английский клуб») предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих и значимых для каждого участника задач. На уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации.

Ежегодно проводятся внеклассные мероприятия, такие как Halloween, Сhristmas day, день Святого Валентина. В проведении данных мероприятий педагог использует мультимедийные интерактивные технологии такие как: мультимедийные диски, презентации, видео-, аудио-ролики, ресурсы сети Интернет. Мероприятие посещают и родители, которые ведут видео-съемку, фото-съемку. Затем учащиеся вместе с педагогом обрабатывают эту информацию с помощью компьютерных программ.

В образовательном процессе по предмету «русское слово» имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Активно используется мультимедийный проектор. Использование проектора и доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на занятии, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся.

Какие же формы работы с мультимедиа проектором и доской применяет педагог?

Для закрепления темы «Безударные гласные в корне» можно дать задание на работу с текстом. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Часто на уроках учащиеся разгадывают ребусы – это работа с изображениями. Так как на уроках по предмету «Русское слово», класс не оборудован компьютерами для каждого ученика, коллективный просмотр организуется через интерактивную доску, проектор. Идет просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий, документальных фильмов; виртуальные экскурсии, демонстрация презентаций. Конечно, все мероприятия перепоручить компьютеру нецелесообразно, педагог сам может выстроить занятие, внеклассное мероприятие, организацию учебного проекта и использовать различные методические приёмы. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь им быть более результативными.

В современных образовательных условиях востребованным становится направление компьютерных технологий. С 2013 года ЦДТ "Детская академия" является базовой площадкой научно-технического творчества в рамках проекта "Школа после уроков". В рамках данного проекта разработана программа «Технология создания мультимедиа проектов». Если для уже имеющихся в НОУ направлений использование интерактивных компьютерных технологий на усмотрение педагога, то для реализации данной программы необходимо обязательное использование ИКТ. Так как, при обучении необходимо создать условия, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа курса «Технология создания мультимедиа проектов» отражает потребности учащихся и школы. Презентация учащимися результатов своей деятельности позволяет им глубже осознать полученный в ходе исследования новый опыт, почувствовать значимость проделанной работы и овладеть навыками публичного общения. Учащиеся охотно включаются в процесс создания проектов, проявляют творческое отношение к общему способу решения задач, стремятся получить дополнительные сведения. При изучении курса педагог проводит занятия с использованием мультимедиа проектора, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ; используется индивидуальный подход, включающий широкое использование банка многоуровневых заданий. Часть занятий проходит в форме деловых игр; в качестве заданий даются реальные жизненные многовариантные задачи, особенно те, с которыми учащиеся будут встречаться в профессиональной деятельности.

Основной метод обучения по данной программе – это метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во всех практических работах, дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему. На занятиях учащиеся выполняют разные проекты, например «Моё портфолио», «Их подвиг мы помним всегда», «Казань – столица Татарстана», «Моё творчество». При работе используется вставка музыки, видео, рисунков. В дальнейшем конечный продукт можно выставлять на конкурсы разного уровня.

Наряду с данным методом используется проблемный метод обучения, который предусматривает разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц), которые могут быть использованы в процессе обучения. Для реализации данной программы компьютерный класс оборудовали новыми усовершенствованными компьютерами, видеокамерами, наушниками, интерактивной доской. Это позволяет применять также дистанционное обучение, сетевое взаимодействие.

Подводя итог можно сказать, что в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании. А результат успешного применения – это, конечно же, хорошие достижения педагогов в своей профессиональной деятельности и их учащихся.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат.

2. http://goo.gl/1Rrcvn - Ссылка на цитату Д.А. Медведева.

3. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687