Инновационное развитие Городского центра детского технического творчества им. В.П.Чкалова

Симонова Валерия Валентиновна, заведующая научно-методическим отделом
МБУДО «Городской центр детского технического творчества им. В.П.Чкалова»


Городской центр детского технического творчества имени В.П.Чкалова является однопрофильным учреждением дополнительного образования детей технической направленности, основной целью которого является создание насыщенной образовательной среды на основе обновления содержания воспитания и обучения; создание благоприятных условий, способствующих пробуждению любознательности и пытливости ума ребенка, раскрытию и развитию его способностей и талантов, формирование опыта творческой деятельности, социальная адаптация и профессиональная ориентация школьников. Образовательная деятельность в Центре осуществляется по следующим основным направлениям: техническое, художественное и социально-педагогическое.

За последние 3 года Центр, успешно участвуя в конкурсах грантовой поддержки, получил новый толчок в развитии техносферы учреждения. С 2016 г. Центр будет реализовывать новую модель организации деятельности дополнительного образования, которая органично сочетает многолетние традиции Центра, учитывающие координирующую функцию по развитию детского технического творчества в городе, и инновационные процессы, затронувшие все звенья образования. Особую значимость в настоящее время имеет развитие технического творчества детей как особый вид деятельности, связанный с научно-технической информацией, продуктивной исследовательской работой с использованием технических средств и информационных технологий. Поэтому основной идеей программы развития Центра является превращение Центра в целостную социально-педагогическую систему, способную создать благоприятные условия для творческого развития личности, формирования навыков научно-исследовательской работы, психологической зрелости в процессе адаптации к социуму.

Основной задачей педагогического коллектива является создание инновационной образовательной практики развития технических, технологических и образовательных условий в учреждении дополнительного образования в соответствии с требованиями современной инновационной экономики, запроса рынка труда и социального заказа на дополнительное образование детей, обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей с использованием инновационных образовательных программ, современного оборудования и новых информационных технологий.

В результате грантового финансирования детские объединения Центра получили такое современное оборудование как станок с ЧПУ, лазерный станок, 3д-принтер, микроконтроллеры Arduino, наборы «Амперка», электронный конструктор «Знаток», дополнительные датчики и наборы к LEGO роботам, наборы «Биолоид», что позволило организовать работу педагогов по освоению нового оборудования и опытно-экспериментальную, проектную деятельность с учащимися 3-4 годов обучения по освоению оборудования и программных продуктов. В стадию эксперимента вошли дополнительные общеобразовательные программы по радиотехнике и радиоэлектронике, робототехнике, авиамоделированию, кибернетике, айтизации машиностроения, авто и судомоделированию. И, конечно, нельзя не сказать о кадровом составе Центра, педагогах, с которыми возможны инновационные преобразования в образовательной среде Центра. Это увлеченные люди с высшим инженерным образованием и большим педагогическим стажем. Педагогами успешно применяются такие педагогические технологии, как методика проектирования, основы ТРИЗ технологии, проблемное обучение, развивающее обучение, внедрение информационных технологий и Интернет-ресурсов в образовательный процесс. В объединениях Центра идет планомерная работа по освоению педагогами и учащимися информационных технологий и использование их для практических целей в учебном процессе:

· учебно-исследовательская деятельность в объединениях «Компьютерные технологии и программирование» направлена на изучение современных компьютерных технологий, создание сайтов, использование компьютерной анимации;

· внедрение информационных технологий в образовательные программы объединений «Авиамоделирование» для учащихся 3 и последующих годов обучения (программа проектирования моделей «Компас 3Д»), мультстудии «Феникс» и видеостудии «ТИН-видео» (компьютерные программы видеомонтажа);

· В объединениях «Кибернетика», «Электронные системы», «Авиамоделирование», «Автомоделирование» идет экспериментальная работа по освоению универсальных микроконтроллеров «Ардуино» и освоение программ, обеспечивающих работу 3Д-принтера, станка с ЧПУ и создание изделий с их использованием;

· Изготовление матриц с использованием станка ЧПУ, с помощью которых из современных композитных материалов создаются корпуса судомоделей и автомоделей;

· Программирование и использование в учебном процессе лазерного станка в объединении «Авиамоделирование»;

· Использование педагогами всех объединений Центра Интернет-ресурсов;

· Отработка навыков пилотирования в программе real fly – симулятор управления виртуальной радиоуправляемой моделью в объединении «Авиамоделирование»;

· Отработка навыков пилотирования в программе Flight Simulator – симулятор управления виртуальным самолетом в объединении «Пилот-конструктор».

В условиях бурно развивающегося технологического мира требуется все более сложная профессиональная подготовка людей в конкретных областях деятельности. Поэтому любая образовательная система должна:

· создавать условия для развития учащегося как самоутверждающегося человека в современной техногенной среде;

· обеспечить возможность учащимся овладеть современными методами, способами и средствами преобразовательной деятельности;

· способствовать обретению учащимися индивидуального стиля мышления и деятельности, являющегося их собственным инструментом познания и освоения технологической действительности.

Поэтому мотивация школьников к занятиям техническим творчеством, поднятие престижа инженерных специальностей посредством современных методов обучения и воспитания, с использованием современного оборудования в образовательном процессе позволяют решить задачи, соответствующие требованиям развития экономики, потребностям личности, общества, государства, запросам рынка труда.

Педагогами учреждения поддерживается принцип преемственности программ научно-технического и спортивно-технического профиля. Так в тесной взаимосвязи работают педагоги и учащиеся объединений «Радиоэлектроника» и «Кибернетика». Программа по радиоэлектронике призвана дать основные понятия электротехники и радиоконструирования, а на базе этих знаний учащиеся продолжают обучение или учебно-экспериментальную деятельность на основе изучения микропроцессоров, программирования микроконтроллеров, 3Д-принтера, станка с ЧПУ в объединении «Кибернетика». Преемственность программ по начальному авиамоделированию и радиоуправляемому авиамоделированию также направлена на развитие технического потенциала воспитанников: от классического авиаконструирования до усовершенствования и рационализаторства современных моделей с радиоуправлением (квадрокоптер, октокоптер) и создание практически используемых беспилотников. Педагогами по компьютерным технологиям, программированию и робототехнике также определен интегрированный подход к обучению учащихся. Воспитанники изучают языки программирования, применяющиеся в робототехнике.

Педагогом по судо и автомоделированию ведется инновационная деятельность по разработке и апробации технологий изготовления кузова автомодели методом вакуумного формования и изготовления деталей для автомоделей методом литья из гранул пластмассы.

В объединении «Робототехника» учащиеся 3 года обучения приобретают знания и навыки конструирования и изучают программное обеспечение усложненного робота Bioloid.

В программу «Радиоэлектроника» введено обучение с использованием электронного конструктора «Знаток», что позволило привлечь к занятиям школьников 4-5 классов. Также «Знаток» используется на мероприятиях по пропаганде детского технического творчества для школьников города.

Интегрированный характер содержания программ по начальному техническому моделированию основан на использовании межпредметных связей (алгебра и геометрия - при проведении расчетных и графических операций, физика – при изучении устройства и принципов работы механизмов, двигателей, электротехника – при электрифицировании проектов и моделей). Педагоги этих объединений активно экспериментируют и внедряют в обучение младших школьников методику проектирования. Создание интегрированных проектов ведется через исследовательскую деятельность школьников в области развития отечественной техники, в основе которой педагогами используется проблемный метод обучения. Также в объединениях идет работа по созданию экспериментальных технических моделей с элементами рационализаторства и исследовательская деятельность в области техники Великой Отечественной войны и создание моделей-копий.

Объединение для подростков «Пилот-конструктор» уже много лет считается инновационным, так как является единственным в Республике Татарстан, где ребята обучаются по программе разработки, конструирования, изготовления самодельных летательных аппаратов и полеты на них. Она включает изучение основ аэродинамики и конструирования, метеорологии, штурманскую подготовку, изучение инструкции по технике пилотирования, обслуживание и эксплуатацию авиационной техники. После изучения летной теории подростки выезжают в летно-практический лагерь на аэродром «Балтаси», где сами смогут сесть за штурвал самолета и совершить свой первый полет.

Учащиеся видеостудии «ТИН-видео» изучают азы тележурналистики и операторского мастерства: пишут закадровые тексты, учатся уверенно держаться в кадре, правильно и красиво говорить, обращаться с видеокамерой, а также постигают множество других секретов телевидения. В процессе занятий ребята выезжают с оператором на съемки мероприятий Казани, берут интервью, озвучивают и монтируют свой сюжет. С 2004 года студия выпускает тележурнал для подростков «ТИН-клуб», который выходит в эфир на телеканале ТНВ. Многие выпускники студии выбирают для дальнейшего образования факультет журналистики К(П)ФУ.

Детская мультстудия «Феникс» существует более 15 лет и входит в число лучших детских анимационных объединений России. Воспитанники студии и их мультфильмы – участники более 30 международных и более 20 всероссийских кинофестивалей и конкурсов. Авторская программа мультстудии включает обучение основным техникам анимации: технология производства мультфильма, звуковое оформление, работа над сценарием, компьютерные программы и компьютерная техника, применяемая при производстве фильмов, монтаж мультипликационного фильма и видеомонтаж.

Функционирование Центра в режиме инновационного развития позволяет вывести учащихся на серьезные конкурсы и соревнования. Наиболее яркими победами наших воспитанников являются:

- диплом 3 степени на Международной научной конференции «Тинчуринские чтения»

- дипломы 1 и 2 степени на региональной технической конференции «Интеллект-2015»

- диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе по прототипированию «Ш.У.СТР.И.К. – 3д инженер»;

- дипломы 1 и 3 степени на Всероссийском чемпионате профессионального мастерства Junior WorldSkills по электронике и робототехнике;

- грант Президента РФ Масалимовой Наиле (ТИН-видео);

- диплом 1 степени на Всероссийском заочном конкурсе «Первые шаги в науку»;

- мультстудии «Феникс» заняла 1 место на республиканском этапе Всероссийского конкурса медиатворчества «24 bit» и будет представлена на заключительном этапе конкурса в Москве в начале июля.

- авиамоделисты завоевали 3 диплома 1 степени и диплом 3 степени в различных классах радиоуправляемых моделей на Первенстве Республики Татарстан;

- Диплом 3 степени на Национальном чемпионате профессионального мастерства «JuniorSkills»;

- Диплом 1 степени команде Центра на республиканских соревнованиях по судомоделизму и командный Диплом 3 степени на республиканских соревнованиях по автомоделизму;

- 7 дипломов в номинациях «Лучший телеведущий», «Лучшая телепрограмма» на Республиканском фестивале «Алтын Калем – Золотое перо» завоевали наши ТИН-клубовцы.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687