Школа и семья – нам по пути

Карцева Лидия Валерьевна, проф., д.соц.н., профессор Казанского государственного
института культуры, руководитель ТРО НОК «Российская семья»


До настоящего времени было принято считать, что школа должна работать с семьёй, находиться с нею в партнёрских отношениях. И эта установка неукоснительно соблюдалась. Традиций общения двух самых главных в жизни ребёнка организаций – семейной и образовательной накоплено немало. Это родительские комитеты, родительские собрания и конференции, Советы отцов, совместные мероприятия семьи и школы и т.д. Однако времена настали иные, и того, что есть в арсенале школы, для полноценного воспитания ребёнка уже не хватает. К примеру, к воспитательной работе в школе остаётся существенный вопрос: каким человеком вырастет ученик – семейным или асемейным.

И в самом деле – знания о мире и обществе совсем не одно и то же со знаниями об институте семьи. Тем более что разного рода информация поступает к детям по множеству каналов, и школа остаётся одним из них, порой даже не основным. Заморочить современному подростку голову гомосексуальными браками и полигамными отношениями куда проще, чем объяснить, почему официальный (гражданский по определению) брак лучше неофициального партнёрства мужчины и женщины. Нужны аргументы. Их не дают такие «школьные» предметы как история и литература, обществознание или математика, физика или черчение. На вопросы о сущности семьи и брака, их социальном предназначении отвечают дисциплины, не изучаемые в школьной программе. Однако они есть в системе высшего образования.

Так, среди предметов вузовского уровня – демография, социология семьи, гражданское (семейное) право, семейная педагогика и семейная психология, гендерология. В ходе их изучения становятся понятны и кризисная демографическая ситуация в Российской Федерации, и расшатанные основы семейного образа жизни, и укореняющиеся сожительства вместо официальных браков, и «материнские» семьи вместо полных, и лёгкое отношение к супружеству-партнёрству, и безотцовщина, социальное сиротство, детская неприкаянность в семье. Вопросы недетские по сути своей, но и уходить от них нельзя, ибо школа – важнейший институт социализации молодёжи.

То, что о значимости института семьи с детьми нужно говорить как можно раньше, понятно. Однако в наши дни в школе пытаются предупредить семейное неблагополучие. Проводятся занятия по вопросу об отклоняющемся поведении детей, в том числе и суицидальном, что чревато заострением внимания юных на негативе вместо ознакомления с тем, как должно строить семью и семейные отношения.

Убеждена: в центр фамилистической работы нужно ставить главное – укрепление семейных устоев. А они скажутся самым благотворным образом не только на будущей семье ребёнка, но и на его нынешней, родительской семье. Начав формирование позиции семейной против антисемейной школа сработает и на профилактику, и на терапию семейного неблагополучия. Если родители не могут найти выход из кризисной ситуации в семье, то почему не привлечь к поиску ответов на острые вопросы детей, которые её непредвзято оценивают и ежедневно наблюдают?

Таким образом, возникает вопрос о том, как ввести полезную для учащихся школы дисциплину о семье (назовём её «Семьеведение») в школьную программу.

В Татарстане благодаря институту дополнительного образования в системе министерства образования и науки копится опыт такой работы, начиная с 2012 года. Первыми прошли по пути воспитания семейно ориентированных людей Управления образования г. Казани, а с ним и русско-татарская средняя школа № 129 и гимназия № 93. Год спустя к ним присоединились и отделы образования сельских и городских муниципальных районов республики. Инициатива Национального общественного комитета «Российская семья», поддержанная Уполномоченным по правам человека в РТ Сабурской С.Х., принесла свои положительные результаты: образовательное пространство республики приобрело семейные очертания. Преподаватели казанских вузов внесли специализированное знание о браке и семье в сознание десятиклассников, показав семью с самых разных позиций – правовой, экономической, социальной и социально-психологической. Школьники за короткий период повзрослели в семейном плане, увидели разницу между эмоциональным «люблю тебя» и разумным «отвечаю за тебя». Именно чувство ответственности за брак и семью формирует курс «Семьеведение», программа которого одобрена Академией постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербурга, руководством Некоммерческого партнёрства НОК «Российская семья», научной и педагогической общественностью Российской Федерации, политическим руководством Татарстана. Именно наше правительство увидело эффективность обучения семьеведению в средней школе и согласилось с необходимостью расширения зоны влияния дисциплины на звенья дошкольное и среднее профессиональное.

Так, в Плане мероприятий на 2016-2018 годы по реализации в Татарстане первого этапа Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года, подписанном заместителем премьер-министра РТ В.Г. Шайхразиевым, отдельно прописаны пункты разработки учебных программ для учреждений дошкольного и среднего профессионального образования по семьеведению, подготовка педкадров по специальности «Семьевед», введение курса во все звенья образования – от дошкольного до общего среднего и среднего профессионального.

В этом плане Татарстан – один из немногих субъектов Российской Федерации, в котором на самом высоком уровне рассматриваются вопросы фамилистического обучения и воспитания детей и молодёжи, комплексно решается проблема общественной подготовки подростков и юношества к будущей благополучной семейной жизни.

Механизм фамилистического образования в РТ доступен финансово и методологически корректен. С 1 класса дети участвуют в ежемесячном тематическом дне «Моя семья», что означает 9 уроков в год. До 11 класса таких уроков набегает под сто. А в десятом, когда подростки подходят к рубежу юности, с ними работают учителя не только в воспитательном формате, но и в обучающем. Еженедельные занятия (35 часов в год) с классом позволяют системно провести ученика через все вопросы функционирования институтов брака и семьи, показать им все преимущества брака законного перед сожительством, семьи полной, гетеросексуальной, с детьми перед бездетным партнёрством или, тем более, союзом однополым, чей «идеал» навязывается молодёжному сознанию либеральными структурами в западном мире.

Занятия с детьми ведут педагоги, получившие свидетельство о повышении квалификации на базе федерального государственного образовательного учреждения – Казанского института культуры. Министерство образования и науки РТ в лице отдела допобразования школьников – заказчик процедуры обучения педагогических кадров, учёные казанских вузов, объединённые под крышей КазГИК, - исполнители, а школы республики – потребители продукта «благополучная семья как идеал воспитанника школы» в его культурном, идеологическом варианте.

Альтернатив у этого проекта нет, что показали события последних месяцев. Программа «Святость материнства», приехав в Казань в ноябре 2015 года, формирует «круглый стол» по вопросам обучения «Семьеведению» в школе. Российская академия образования активно занимается продвижением нашего проекта в систему федерального образования, работает с минобрнауки РФ. У нас появляются последователи в городах России, и один из них – наш сосед, Башкортостан. Будем ждать изменений в школьной программе и вести нелёгкую работу по сохранению традиционных семейных ценностей во имя будущего как всей великой России, так и родной республики.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687