Межотраслевое сотрудничество в вопросах аттестации педагогов (методические рекомендации по аттестации педагогов дополнительного образования)

Николаевская Ирина Александровна, старший методист,
Шарипова Роза Зарифовна, методист Информационно-методического отдела
Управления образования ИКМО г. Казани


Подходит к концу еще один учебный год и с ним завершается непростой очередной период педагогической аттестации. Инновационный проект Министерства образования и науки Республики Татарстан дает возможность педагогам нашей республики проходить аттестацию на квалификационную категорию через информационную систему «Аттестация» формируя «аттестационное дело» в личном кабинете «Электронного образования Республики Татарстан». Переход на электронный документооборот сегодня не удивляет уже никого: педагоги привыкли работать с электронным журналом и дневником, многие - стали участниками сетевых сообществ, ведут свои блоги, создают личные сайты.

Аттестация работников образования для установления квалификационной категории осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это право закреплено ФЗ «Об образовании» №273 (п.3 ст.49). В связи с этим аттестация педагогических работников учреждений разных ведомств осуществляется согласно Порядку проведения аттестации, утвержденному приказом МОиН РФ от 7 апреля 2014 г. №276, Аттестационной комиссией Министерства образования и науки Республики Татарстан. В п.п. 36, 37 раздела III Порядка аттестации определены требования к первой и высшей квалификационной категории, которые являются критериями соответствия профессиональной деятельности, в т.ч. профессиональных результатов для установления педагогам квалификационной категории. Эти критерии относятся ко всем педагогам, осуществляющим образовательную деятельность в учреждениях разных типов и видов, что вызывает определенные трудности для аттестации педагогов, например, вневедомственных учреждений.

Анализируя результаты аттестации педагогов дополнительного образования, преподавателей музыкальных школ, тренеров спортивных школ, можно сделать вывод, что представленные ими результаты профессиональной деятельности зачастую сводятся лишь к высоким достижениям их воспитанников. Весенняя аттестация 2016 года выявила серьезную проблему возможности аттестации этих педагогических работников на высшую квалификационную категорию.

Как помочь этим педагогам? Какие рекомендации можно им дать?

Для оказания методического сопровождения педагогического сообщества на Казанском образовательном портале (www. kazanobr.ru) успешно функционируют рубрики по разным направлениям педагогической деятельности, в том числе рубрика «Педагогическая аттестация», на страницах которой размещаются нормативно-правовые документы, справочно-новостная информация, предлагаются методические рекомендации по организации процедуры аттестации, обобщается опыт работы методистов ИМО Управления образования по проблемам аттестации.

Мониторинг достижений педагога проводится с учетом основных требований к результатам образования, изложенным в федеральном государственном стандарте общего образования, на основе единого по Республике Татарстан банка данных результатов

- сохранность контингента (для учреждений дополнительного образования детей);

- результатов олимпиад, конкурсов, смотров, соревнований и др.

Можно предложить традиционные модели обеспечения профессионального роста педагогов. Рассмотрим их подробнее.

Система постоянно действующих семинаров, научно-практических конференций, педагогических чтений и др. Ежегодно Информационно-методический отдел Управления образования г. Казани планирует проводение серии методических семинаров, круглых столов, мастер-классов, педагогических мастерских по актуальным проблемам дополнительного образования детей, воспитательной работы в целом.

Сетевые сообщества (www.kazanobr.ru). Объединения педагогов по направлениям и видам деятельности дополнительного образования детей. Транслирование опыта своей работы в «Блогах», на личных сайтах.

Республиканские проекты, профессиональные конкурсы. Предлагаем для участия далеко не полный перечень конкурсов различного уровня: «Учитель года» в номинации «Педагог дополнительного образования», «Сердце отдаю детям», «Лучшая методическая разработка», открытый Всероссийский конкурс инновационных методических разработок «Профессионал 2016», международный фестиваль работников образования «Новая педагогика 2016», Всероссийский конкурс методических материалов «Художественно-эстетическое развитие детей», целый ряд республиканских, федеральных дистанционных конкурсов.

Публикации. Казанский образовательный портал дает возможность обобщения педагогического опыта в электронном научно-методическом журнале, имеющего статус СМИ федерального уровня. Республиканский журнал «Магариф» публикует интересные материалы и востребован татарстанскими педагогами.

Инновационная деятельность. Согласно ФЗ «Об образовании» (ч.4 ст.20) обязательным требованием к аттестации педагогов на высшую квалификационную категорию является наличие инновационной и/или экспериментальной деятельности. Министерство образования и науки Республики Татарстан рекомендует педагогическим работникам прикрепиться к одной из Республиканских инновационных площадок (РИП) для работы над собственной темой инновационной (авторской) разработки (письмо-указание МОиН РТ от 14.11.15г. №2265/15 «Об итогах заседания Экспертного совета»).

Для дальнейшего комплексного развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, на наш взгляд, назрела необходимость создания

- «Школы методиста» по направлению воспитательной работы и дополнительного образования детей,

- городского методического объединения педагогов дополнительного образования спортивно-туристической направленности на базе одного из многопрофильных центров г. Казани. Это позволит, в т.ч., обновить содержание методического сопровождения аттестуемых педагогов.

Заканчивая свои размышления о проблемах, трудностях аттестации педагогов дополнительного образования, хочется обратиться к руководству, методистам вневедомственных учреждений образования (Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту, Министерство здравоохранения, Министерство труда, занятости и соц.защиты), чьи педагоги аттестуются на основе Порядка аттестации педагогических работников по линии Министерства образования и науки РТ. Наверное, настал момент совместного сотрудничества между ведомствами, чтобы аттестация тренеров, воспитателей реабилитационных центров, центров социального обслуживания детей и молодежи, преподавателей техникумов и колледжей и др. проходила при эффективной методической поддержке со стороны своих профессиональных организаций. Аттестация должна быть не стрессом для педагога, а логичным завершающим итогом его пятилетней профессиональной деятельности.



Сертификаты:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687