Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Ахсанова Роза Василовна, методист учебно-методического сектора
ИМО Управления образования ИКМО г. Казани
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам


В учреждении дополнительного образования

«для каждого ребенка формируется ситуация успеха,

которая благотворно оказывается на воспитании

и укреплении его личностного достоинства и

привлекательность дополнительного образования

детей заключается в его непохожести на школу»

А.К.Бруднов.


Тема одаренных и талантливых детей постоянно затрагивается в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не будет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Только одаренные дети позволят российскому обществу восполнить потребность в воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса.

Развитие и поддержка одаренности в наше время является актуальной как для учителей общеобразовательных организаций, так и для педагогов дополнительного образования. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, так как одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. В системе дополнительного образования решение проблемы одаренности имеет свою специфику и должна быть сформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и творческого роста детей, выявления у них признаков и развития присущих им видов одаренности. Дело не столько в передаче знаний, сколько в формировании среды для того, чтобы ребенок мог углублять свои знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Дополнительное образование является составной частью непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формальном виде.

Имеет место мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей эти дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.

Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М.Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

· теоретические знания по вопросу одарённости;

· наличие практического опыта;

· позитивная Я-концепция;

· целеустремлённость и настойчивость;

· зрелость (чёткое знание своих целей и задач);

· эмоциональная стабильность;

· чуткость;

· креативность.

Вот поэтому необходимо вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы с одаренными детьми. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и развитие качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов:

1) профессионально-личностной позиции педагогов;

2) комплексного (психолого-педагогического и профессионально-личностного) характера образования педагогов;

3) создания системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;

4) создания психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;

5) демократизации и гуманизации всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения;

6) образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т. п.);

7) особенностей контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т. п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей - детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);

8) профессиональной, постпрофессиональной подготовки и профессионального опыта педагогов:

- опыта педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях, педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах, педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах "для одаренных" и т.п.),

- уровня полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.),

9) специфики образовательной инфраструктуры характерные условия, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей (музеи, концертные залы, библиотеки, театры, а также специалисты, например психологи, педагоги дополнительного образования и др.)

В соответствии с этим подготовка педагогов должна строиться по следующим принципам:

· Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. Общее обучение - раздел по проблеме одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми.

· Принцип этапности обучения. Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т.п.)

· Принцип единства теоретической и практической подготовки. В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Методическая работа по подготовке педагогов для работы с одаренными детьми может быть выстроена по - разному. Вариант моей деятельности, определить цель и направление работы.

Цель: осуществлять целенаправленную методическую работу по повышению уровня компетентности педагогов по вопросу организации и взаимодействию с одаренными детьми.

Задача: состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого само проявления и самовыражения всем детям.

Можно выделить следующие направления:

· информационное направление – привлечение внимание педагогов к проблемам одаренных детей, создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми;

· координационное направление – обеспечение нормативно-правовой базой, контроль и анализ деятельности;

· диагностическое направление – проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети»;

· кадровое направление – повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Работу с педагогическими кадрами можно предложить в системе, которая состоит из 5 этапов.

· Первый этап работы сопровождается консультациями, рекомендациями, самообразованием, сбором данных.

· Второй этап сопровождается формами работы: семинаром – практикумом, деловой игрой, самообразованием, педагогическими чтениями, разработкой индивидуальных маршрутов, перспективных планов и т.д.

· Третий этап сопровождается формами работы: педагогическим советом, самоанализом, презентациями, участием в конкурсах, фестивалях, научно –практических конференциях, семинарах, мастер –классах.

· Четвертый этап сопровождается: проведением экскурсий, конкурсов и других мероприятий разной тематики и направленности.

В учреждениях дополнительного образования Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ежегодно проводятся семинары, конференции, мастер- классы районного, городского и республиканского уровня по различным темам: «Развитие УДОД в контексте современного образования. Из опыта работы» (ЦВР Авиа); «Интеграция общего и дополнительного образования как необходимое условие воспитания и социализации личности», «Инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса» (ЦДЮТиЭ «Простор»); «Творческая активность учащихся в процессе музыкальной деятельности – педагогический ключ успешного обучения», «Развитие творческих способностей школьников средствами художественного образования и воспитания», «Развитие творческих способностей обучающихся в общеобразовательной организации в контексте интеграции урочной и внеурочной деятельности» (ДШИ №15); «Мониторинг в учреждении дополнительного образования», «Мастер класс. Макс Дэвидсон – преподаватель Академии музыки и танца им. Рубина г.Иерусалим, Израиль» (ДШИ Авиа); «Формула успеха. Достижение нового качества образования через совершенствование профессионализма педагогов» (ЦДТ); «Совершенствование образовательного процесса в ДШИ и ДМШ» (ДМХШ №3); «Формы реализации учебно-творческого потенциала народного декоративно-прикладного искусства в системе образования» (ДХШ №3); «Интегрированный подход к использованию элементов традиционных и инновационных технологий в сфере развития творческого потенциала учащихся» (ДМШ №11).

В заключении хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687