Использование фольклорно-этнографических материалов в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей

Кондратьева Наталья Борисовна, начальник учебно-регистрационного отдела
НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования»


Доминирование национальных культурных ценностей, а также различных видов и форм народной культуры в системе духовного воспитания подрастающего поколения является одним из приоритетных правил русской педагогической науки.

Так, в конце 19 века выдающимся педагогом К.Д. Ушинским была разработана «национальная теория воспитания, основанная на народности, православии и научном знании:

- народность кренится в характере народа и сказывается главным образом в чувстве любви к отечеству, которое так прочно в сердце человека, что «при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последним»;

- задача всякого народа – понять свой идеал человека и осуществить его на деле; идеал человека у всякого народа соответствует его характеру и развивается вместе с духовным развитием нации». [1, с. 15]

Вслед за ним, уже в 20-е годы прошлого столетия видный исследователь детского фольклора Г.С.Виноградов «неоднократно высказывает мысль о необходимости изучения краеведения в кругу обязательных школьных предметов, выдвигает новаторские идеи о проведении с детьми повседневных фольклорно-этнографических наблюдений, обосновывает целесообразность изучения детского фольклора в школьном курсе словесности». [2, с. 7-8]

Осознание национальных культурных ценностей как базовых, являющихся основой для существования и развития государственности, социальной стабильности общества, привело к созданию принципиально новых концепций развития образования и культуры в нашей стране. «Национальная доктрина образования Российской Федерации (2000 – 2025 гг.), предоставившая возможность включения в Базисный учебный план образовательных учреждений национально-регионального компонента, обозначила новый вектор развития системы российского образования». [3, с. 7]

Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718, ставит основной целью своей реализации укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации). При этом «важную роль в решении задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений играют поддержка проектов, направленных на усиление гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и гражданской ответственности, взаимного уважения традиций и обычаев народов Российской Федерации, обеспечение преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России, формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России, развитие культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России».

Наиболее полное достижение данных целей возможно, на наш взгляд, в рамках дополнительного образования детей. Образовательная деятельность учреждений данного вида (многопрофильные центры, школы по видам искусств) предполагает такие направления работы, как:

1. Использование принципов и форм народной культуры в проведении праздников, культурно-массовых мероприятий с детьми;

2. Введение в сферу художественной практики музыкальных школ, школ искусств, детских центров фольклорных материалов (песенных, хореографических, инструментальных, игровых).

В рамках многопрофильных образовательных учреждений, нацеленных на широкий охват детской аудитории и ведение кружковой работы (дворцы, центры, дома творчества и др.), возможно выделение самостоятельных направлений по изучению того или иного аспекта традиционной культуры или родственных ей областей гуманитарного знания: краеведение, история родного края, археология, народная словесность, фольклорный ансамбль. Также могут изучаться и различные виды ремесел (вышивка, кружевоплетение, вязание, бисероплетение) и т.д. Кроме того, в рамках данных учреждений возможно создание студий, как относительно самостоятельных образований, работа которых будет направлена на комплексное освоение традиционной культуры, что соответствует специфике изучаемого явления.

В однопрофильных учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности - музыкальные школы, школы искусств – также возможно обучение детей музыкальному фольклору. Учебные планы данных учебных заведений могут включать не только дисциплины по обучению игре на инструменте, музыкально-теоретическим дисциплинам, ансамблевому музицированию, развитию творческих навыков детей, но и специальные курсы, связанные с изучением музыкального фольклора. Это:

1. «Народное музыкальное творчество»;

2. «Фольклорный ансамбль»;

3. «Народные музыкальные инструменты».

Кроме того, исходя из уровня подготовки преподавателя (умения вести полевые исследования), материально-технической базы учреждения (наличия диктофона, видео-, фотокамеры), по окончании учебного года возможно проведение летней практики с детьми по собиранию фольклора в сельской местности.

Дисциплинам, в рамках которых ребенок получит представление о традиционной культуре и музыкальном фольклоре, можно дать краткую характеристику. «Народное музыкальное творчество» должно включать в себя такие предметно-тематические блоки, как:

- специфика фольклора;

- система обрядов;

- жанры музыкального фольклора;

- музыкальные диалекты;

- народные музыкальные инструменты.

Данный предмет может входить в состав музыкально-теоретических дисциплин и может изучаться как в старших классах, так и на протяжении всего курса обучения ребенка по выбранной специальности.

«Фольклорный ансамбль» может быть одним из школьных творческих коллективов и входить в число предметов по коллективному музицированию. Основными задачами данного объединения могут быть:

- освоение различных жанров музыкального фольклора (календарно-обрядовых, хороводных, плясовых, свадебных песен);

- сценическое воплощение элементов обрядов или обрядовых комплексов.

Необходимо отметить, что освоение песенного, хореографического материала в классе фольклорного ансамбля должно проходить в устной форме, без фиксации нот и поэтических текстов. Такой подход в освоении фольклорного материала вызван тем, что, во-первых, учитывает одно из важнейших и принципиальных свойств традиционной культуры – устность, т.е. механизм создания, функционирования, хранения и передачи знаний, навыков и художественных текстов в нефиксированном (бесписьменном) виде, во-вторых, «фольклор изучается вне традиционной для его сферы бытования среды. Эквивалентом целостного ощущения музыки становится устный способ обучения, т.е. отношение к фольклору как к деятельности». [4, с. 91] На первом этапе обучения, в младших классах, дети воспринимают репертуар «с голоса» преподавателя: это могут быть игры с включением песен, основанных на простейших музыкальных попевках (интонирование в объеме трихорда, тетрахорда, нисходящей терции и др.); песни, где формообразование строится на принципе варьированного повтора одной музыкальной фразы; календарные песни (колядки, веснянки). Большое значение изучению детьми игрового фольклора и приобщению к нему на первоначальной ступени музыкального образования придавал крупнейший венгерский композитор, фольклорист и педагог Золтан Кодаи. Его перу принадлежит яркое образное описание этой «ветви народной музыки». Кроме того, на примере детских народных игр З. Кодаи выделяет важнейшие свойства не только музыкального фольклора, но и всей традиционной культуры, как своеобразной философии жизни человека. А именно: вариативность фольклорных текстов, интонаций и попевок, из которых они состоят и вместе с тем их типичность, узнаваемость; актуализация тех или иных средств художественной выразительности, используемых народными музыкантами в определенных, жизненно важных обстоятельствах. В средних и старших классах возможна ориентация на углубленное изучение одной локальной песенной традиции. Здесь основной формой работы в классе является разучивание песен с фонограммы, а хореографических образцов – при помощи визуальных средств (видео – DVD-проигрывателя). Это позволяет учиться мастерству пения у народных исполнителей, осваивать специфические вокальные приемы, приемы звукоизвлечения, формировать тембровые характеристики певческого голоса.

«Народные музыкальные инструменты», включаемые в число предметов по выбору, предполагают непосредственное освоение детьми инструментария, бытующего в практике сельских исполнителей. Это могут быть как инструменты общерусского распространения – балалайка, гармонь, так и инструменты, имеющие региональную специфику бытования – курай, варган, скрипка, гусли, бубен и др.

Важно, чтобы на протяжении всех лет обучения в музыкальной школе был выработан определенный минимум теоретических и практических знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, которыми ребенок должен овладеть на определенном этапе обучения. Данное положение представляется нам сложно выполнимым, поскольку на сегодняшний день нет ни одной государственной программы, учебного пособия по «Народному музыкальному творчеству», «Фольклорному ансамблю» и др. для детских музыкальных школ, где излагался бы методологический подход к данной области музыкальной культуры; методика работы с фольклорным материалом в детском коллективе с учетом возрастной специфики; рекомендовались бы для изучения конкретные фольклорные тексты и т.д. Отсутствие четких критериев оценки работы преподавателя при обучении детей музыкальному фольклору, приводит не только к снижению качества исполнения народных песен детскими фольклорными ансамблями (стирание особенностей диалектного произношения слов, упрощение многоголосия, отсутствие тембровой идентичности и др.), но, подчас, и к полному не пониманию сути исполняемых текстов или появлению в репертуаре коллектива суррогатных, квазиэтнических образцов.

Перечисленные выше цели и задачи, а также проблемы, возникающие при изучении традиционной культуры, в частности музыкального фольклора, в детских учреждениях, возможно решить при осуществлении ключевой составляющей всего образовательного процесса – в привлечении к работе преподавателей, владеющих знаниями в области этнографии, фольклористики и иных смежных наук, занимающихся вопросами народной традиционной культуры, а также имеющих навык практического освоения и воплощения форм фольклора в детском коллективе.

Современная гуманитарная наука определяет «фольклор как область традиционной народной культуры, вбирающей в себя выраженные в художественно-символической форме проявления этнического сознания, имеющие общественно значимый характер и направленные на регуляцию отношений человека (человеческого сообщества) с окружающим миром». [5, с. 10] В связи с данным определением, перед преподавателем встает весь круг вопросов и проблем, существующих на сегодняшний день в современной фольклористике: это и понимание синкретической природы фольклорного текста, и системный характер связей всех элементов традиционной культуры, и осознание механизма создания, функционирования и передачи образцов фольклора в среде его бытования, а также его инклюзивности (термин Б.Н. Путилова) в обрядовую и жизненную практику этноса. Кроме того, преподаватель должен совмещать в себе не только умения «учителя», но и собирателя материалов по традиционной народной культуре. «Он и учитель (по отношению к учащимся), и одновременно ученик (по отношению к народным мастерам). Он и носитель, и продолжатель традиции». [4, с. 91] Экспедиционное обследование местных фольклорных традиций с применением технических средств и методов ведения полевых исследований, последующая систематизация записанных материалов и формирование на их основе фондов и коллекций, внедрение собранных материалов в учебно-воспитательный процесс – одно из обязательных условий, предъявляемых к преподавателю, обучающих детей азам традиционной культуры. Таким образом, сочетания научно-исследовательской и практической деятельности являются необходимыми, обязательными и взаимообусловленными составляющими в работе преподавателя.

Безусловно, в условиях современного общества, города, как своеобразного культурного ландшафта, требовать от преподавателя точного воспроизведения (реконструкции) обрядовых, праздничных ситуаций нельзя. Но, учитывая адаптационную способность фольклора, его гибкость, реагирование на изменения внешней среды, возможно привнесение элементов традиционной культуры в современные условия. Так, преподаватели музыкальных школ и школ искусств города Казани, ведущие предметы «Фольклорный ансамбль», «Народное творчество», и имеющие многолетний опыт в обучении детей музыкальному фольклору, в своей деятельности выработали такие практические формы закрепления знаний детьми, как:

- следование за праздничными датами народного календаря в течение учебного года: с Покрова до Николы вешнего;

- освоение жанров игровых, плясовых, хороводных песен, вечерочных припевок, форм народной хореографии и их дальнейшая реализация в рамках молодежных праздничных собраний (посиделок, бесед и т.д.);

- воспроизведение элементов обрядовых комплексов Святок, Масленицы, праздников Рождества и Пасхи на занятиях по фольклорному ансамблю;

- освоение форм народного театра с приобретением навыков по изготовлению кукол и реквизита: вертепа (на Святках), театра Петрушки, сцен народной драмы;

- организация культурно-массовых мероприятий с детьми на открытом воздухе, в основе которых лежат знания народных подвижных игр;

- участие детей в народных гуляниях, праздниках, фестивалях, концертах;

- оформление учебного пространства кабинетов предметами быта, собранными в ходе экспедиционных выездов.

Конечно, восстановление обрядового комплекса с учащимися в условиях образовательного учреждения не представляется возможным, но его наиболее важные, знаковые элементы сохраняются, позволяя идентифицировать то или иное праздничное действо. Так, на святочной неделе дети, при помощи преподавателя, осваивают различные формы гаданий («трясут кольца» под пение подблюдных песен, льют воск, слушают под окнами и т.д.); колядуют, совершая обходы квартир и поздравляя своих родителей с Рождеством. На Масленице и масленичной неделе обязательным атрибутом праздника становится обрядовая еда - блины – и совместная трапеза. В Прощеное воскресенье дети вместе с родителями готовят чучело, устанавливают его на высоком месте для того, чтобы сжечь, катаются на санках с гор. Яркой приметой весеннего периода в русских селах Республики Татарстан является вождение круговых хороводов, которые исполняются с Пасхи до заговенья на Петровский пост. В некоторых селах и деревнях данная традиция жива до сих пор, а где-то возрождается по инициативе самих жителей. Поэтому в весенний период (окончание учебного года) возможен выезд в один из населенных пунктов с целью непосредственного наблюдения бытования обрядовой традиции, исполнения хороводных песен, кроме того, детям из фольклорного ансамбля представляется уникальная возможность стать участниками действа.

Одной из любимых досуговых форм может стать вечерка (беседа, посиделка), проводимая в осеннее-зимнее время (в течение II – III четверти учебного года). На вечерке ребята учатся общаться другу с другом, устанавливать отношения посредством игры, вождения наборных хороводов, где происходит выбор пары, а также путем освоения плясок, кадрилей и других форм народной хореографии. Кроме того, каждый ребенок, особенно мальчик, может проявить себя в качестве исполнителя, аккомпанирующего на народном инструменте пляске или игре. Повышение статуса в среде сверстников за счет приобретенных знаний и умений, раскрытие творческого потенциала детей в фольклорных игровых ситуациях имеет положительный воспитательный эффект.

Данные мероприятия, помимо актуализации детьми на практике полученных знаний, несут в себе еще одну важную функцию, а именно: позволяют закрепить, в некоторых случаях даже восстановить связи между поколениями – родителями и детьми, способствуют лучшему пониманию друг друга.

Итак, использование фольклорно-этнографических материалов в учебно- воспитательной и художественной практике учреждений дополнительного образования детей позволяют:

- расширить кругозор юного музыканта, его эрудицию и дать представление об ином типе музыкального мышления, отличного от норм общеевропейской музыкальной эстетики;

- обогатить духовную жизнь, внутренний мир современного ребенка или подростка;

- сохранить этническую идентификацию подрастающего поколения в условиях глобализации культурных процессов.



Список использованной литературы:

1. Лобкова Г.В., Захарченко М. Принцип народности образования: современные проблемы и пути их решения // Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвященных памяти Г.С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору / Составитель С.Г. Айвазян. - М.: Институт Наследия, 2003.- 224 с.

2. Григорьев С.В., Новицкая М.Ю., Мартынова А.Н. Георгий Семенович Виноградов – выдающийся исследователь детского фольклора, быта и проблем воспитания. Материалы к научной биографии // Мир детства и традиционная культура: материалы III чтений памяти Г.С.Виноградова (Виноградовские чтения) / Составители В.М. Григорьев, М.А. Мухлынин. - М.: Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы им. Н.К. Крупской, 1990. – 175 с.

3. Лабзенко Н.П. Предметное содержание и методы этнокультурного образования // Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвященных памяти Г.С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору / Составитель С.Г. Айвазян. - М.: Институт Наследия, 2003.- 224 с.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (V – VIII классы) / Составители Т.Я. Шпикалова, Т.Л. Астраханцева, С.С. Балашова, Н.Д. Бордюк, А.У. Греков, Е.Ю. Емельянова, В.Н. Медведева, М.Ю. Новицкая, Г.А. Поровская, Н.М. Сокольникова, Е.А. Сысуев. - М.: «Просвещение», 1994. – 127 с.

5. Лобкова Г. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность. Образы, ритуалы, художественная система. - С.-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2000.- 224 с.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687