Практические аспекты реализации предпрофессиональных программ в учебном процессе ДМШ и ДШИ

Камалова Юзиля Замильевна, директор МБУДО «Детская музыкальная школа №30»
Советского района г. Казани


В 2012 году вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому детские музыкальные школы и школы искусств должны перейти на поэтапную реализацию новых общеобразовательных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства на основе Федеральных государственных требований. По сути, содержание новых предпрофессиональных программ во многом продолжает направленность обучения по старым типовым программам художественно-эстетической направленности и углубляет основополагающие принципы обучения, тем самым, сохраняя преемственность лучших наработок в области программного обеспечения учебного процесса.

Не секрет, что в 60-80 гг. прошлого века отечественная система детского музыкального образования была очень эффективной и дала нам огромное количество талантливых музыкантов, с достоинством демонстрировавшие достижения советской музыкальной педагогики, которая была признана одной из лучших всем мировым музыкальным сообществом.

К сожалению, в 90-х годах в стране сложилась особая обстановка, которая негативно сказалась на всех сферах жизни и деятельности нашей страны. Политические, общественные, культурные трансформации оказали свое отрицательное влияние на всю систему функционирования детского, среднего и высшего образования в области художественной культуры.

Более того, с принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором музыкальные школы и школы искусств были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед музыкальными школами и школами искусств были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящими перед детскими центрами, кружками, творческими секциями и т.д.

Для исправления этого положения в новом законе об образовании был определён новый статус школ искусств, как учреждений допрофессиональной подготовки учащихся.

В 2013 году начался активный этап лицензирования детских школ искусств на право ведения образовательной деятельности по новым предпрофессиональным программам.

Однако многим музыкальным школам и школам искусств было отказано в лицензировании. Одна из основных причин этого - отсутствие соответствующей материально-технической базы (нет обеспеченности качественным музыкальным инструментарием, нотной литературой, недостаточность классно-кабинетных метражей и т.д.). Но таких школ, которые ютятся в аварийных зданиях и не имеют достаточного оснащения, по стране очень много. Тем не менее, следует понимать, что закон «Об образовании» и «Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации» от 2012 года прописывают необходимость этих оснащённостей с учётом того, что именно местные власти должны обратить внимание на бедственное состояние многих школ, которые десятилетиями буквально выживали, как могли. Властям на многих уровнях необходимо повернуться лицом к школам и начинать решать их проблемы. А с учетом того, что за последние десятилетия около полутора тысяч детских учреждений было закрыто, такое отношение лицензирующих органов к проблемам школ настораживает. Вызывает серьёзные опасения и то, как будет определяться статус таких школ в дальнейшем.

Безусловно, переход на предпрофессинальные программы на основе ФГТ положительно повлияет и уже влияет на качество всего образовательного процесса в системе детского художественного образования. Ибо предпрофессиональные программы предусматривают освоение на более высоком качественном уровне и в полном объёме ряда предметов, которые в типовых программах обозначились в разделе «предмета по выбору» и были необязательными (это ансамбль, аккомпанемент, элементарная теория музыки, основы дирижирования и др.).

Учебные планы предпрофессиональных программ ориентированы на довольно большой объём времени для реализации аудиторных занятий обязательных предметов: с1-4 классы - 5-7 часов в неделю, в старших классах - до 9 часов в неделю. Имеется и вариативная часть, которая предусматривает затраты времени до 20% от объёма времени предметных областей обязательной части для программ «Фортепиано» и «Хоровое пение»; до 40 % для программы «Струнные инструменты»; до 60 % для программ «Духовые и Народные инструменты». Таким образом, объем часов с учётом обязательной и вариативной части в старших классах будет составлять от 7 до 12 часов в неделю. Думается, не все дети справятся с такой нагрузкой.

Ни для кого не секрет, что в наше время с талантливыми учениками дело обстоит не так хорошо, как допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько в природной музыкальной одарённости детей, сколько в отсутствии триединого комплекса: одарённый трудоспособный ребёнок - заинтересованные и строгие помощники-родители - и, наконец, грамотный, не менее одарённый педагог. К сожалению, все три звена этой цепочки, которые бы работали на 100 процентов - большая редкость. Поэтому сегодняшняя объективность такова: основная масса учащихся - дети со средними данными.

Необходимо также отметить, что на сегодняшний день контингент учащихся практически всех школ разнолик: в школах учатся разновозрастные дети, одаренные дети и дети с обычными и даже ниже среднего уровня способностями, что предполагает их разноуровневую подготовку, как узкопрофессиональную, так и общехудожественную. Однако критерии и требования, обозначенные в предпрофессиональных программах нацелены на однородный контингент учащихся, без должного внимания к детям, которые впоследствии не войдут в контекст профессиональной культуры. Более того, установка всех учащихся на дальнейшую исполнительскую деятельность не соответствует уровню желаний и возможностей детей. Далеко не все выпускники музыкальных школ выберут своей будущей профессией - профессию музыканта и будут нацелены на дальнейшее обучение по выбранной специальности.

Совершенно очевидно, что не все дети справятся с требованиями предпрофессиональных программ. На определённом этапе возникнет необходимость перевода части обучающихся на общеразвивающие программы.

Исходя из вышесказанного, в ДМШ № 30 разработан особый образовательный проект, который будет внедряться в школе со следующего 2017 года. В настоящее время в школе уже 3 год ведётся обучение детей по предпрофессиональным программам по всем направлениям – «Фортепиано», «Хоровое пение», «Струнные инструменты», «Народные и Духовые инструменты». По предпрофессиональным программам обучаются из 630 детей ровно половина – 318. Разумеется, не все эти дети уже сейчас справляются с повышенными программными требованиями. Поэтому в школе заканчивается этап разработки общеразвивающих программ, которые по своей структуре ориентированы на 3-х уровневый курс обучения:

· для детей, поступающих в школу в возрасте 6,5-8 лет

· для детей, поступающих в школу в возрасте 9-12 лет

· для детей, продолжающих своё образование (после начального освоения предпрофессиональных программ, но переведённых на программы общего развития) - срок реализации – 4 года.

Эти дополнительные общеразвивающие программы, основывающиеся на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодёжи, обеспечат с одной стороны комфортные и благоприятные условия для всех обучающихся в школе. С другой стороны, реализация этих программ станет зоной поиска в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей.

Таким образом, в школе будут созданы особые условия для свободного выбора каждым ребенком образовательной области и профиля дополнительной программы. Введение в образовательной процесс разноуровневых учебных программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную и досуговую направленность, позволит решить комплекс важных задач, которые сегодня стоят перед детскими музыкальными школами и школами искусств. А именно:

- подготовка детей и подростков к самореализации, к полноценному эффективному участию в общественной жизни и в профессиональной деятельности;

- воспитание и развитие у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- выявление музыкально одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и раскрытия их творческого потенциала;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Таким образом, система обучения в школе будет нацелена не только на подготовку детей с профессиональной ориентацией, но и на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687