Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения общеобразовательных организаций г. Казани как инструмент реализации ФГОС

Охотникова Дарья Сергеевна, и.о.директора,
Апкаримов Рамиль Ильдарович, заместитель директора
Городского центра психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс»


Комплексный подход в реализации Федерального государственного образовательного стандарта получает широкое распространение в общеобразовательных учреждениях города Казани. Главным результатом применения данного подхода должен стать выпускник образовательного учреждения, готовый справиться с вызовами стремительно меняющегося общества: интеллектуально развитый, профессионально сориентированный, патриотичный, мобильный, решительный, активный, духовно, психически, социально, физически здоровый.

Под комплексным подходом к решению задач реализации ФГОС мы будем понимать содействие системы образования успешному освоению учащимися общеобразовательных программ, воспитательную работу и психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, социализации и социальной адаптации.

Для решения задачи психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ и социальной адаптации постановлением Исполнительного комитета г. Казани №3248 от 27.08.2015 с сентября месяца2015 года начал свою работу Городской центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс» г. Казани.

Работа центра ведется по трем основным направлениям:

1. методическое психолого-педагогическое сопровождение 178 общеобразовательных учреждений города Казани;

2. психолого-педагогическая и логопедическая помощь детям, испытывающим трудности в социальной адаптации, освоении образовательных программ и социализации, а также их родителям и учителям;

3. социального-профилактическая работа с подростками посредством добровольческого антинаркотического движения «Барс».

Работу по направлению методического психолого-педагогического сопровождения центр ведет в соответствии с приказом Управления образования города Казани и утвержденным планом.

Работая в данном направлении, специалисты центра проводят семинары-практикумы, лекции, тренинги для заместителей директоров по ВР, классных руководителей, педагогов-психологов по темам, связанным с организацией профилактики асоциальных явлений (наркотизация, аутоагрессивное поведение, суицидальные попытки и т.п.) среди учащихся. Участники семинаров, получают не только теоретизированные представления о психолого-педагогических проблемах в образовательной среде, но и конкретные инструменты их купирования.

Также немаловажным в направлении методического психопрофилактического сопровождения школьных психолого-педагогических служб системы образования является внедрение «балинтовских групп» - метода повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания»[1] среди педагогов-психологов школ города Казани.

Важным аспектом систематизации деятельности школьных психолого-педагогических служб стало составление центром ключевых показателей эффективности деятельности педагогов-психологов по первичной профилактике асоциальных явлений среди учащихся, а также внедрение в общеобразовательные учреждения и донесение до специалистов «на местах» «Методических рекомендаций по организации и содержанию деятельности ППМС центров и работы педагогов-психологов образовательных организаций».[2]

В соответствии с методическими рекомендациями по организации и содержанию деятельности ППМС центров МО и Н РТ, письмом МО и Н РФ от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"), в центре организована психолого-педагогическая и логопедическая помощь детям, испытывающим трудности в социальной адаптации, освоении образовательных программ и социализации, а также их родителям и учителям. Данная работа ведется по утвержденному алгоритму, включающему в себя последовательно первичную консультацию, диагностику, консилиум, коррекционную работу, консилиум.

Именно такой комплекс психолого-педагогических услуг является наиболее оптимальной формой оказания помощи детям, испытывающим трудности в социальной адаптации, социализации и освоении образовательных программ.

Социального-профилактическое направление деятельности центра берет в основу подход личностного развития ребенка.

Одним из инструментов развития личности учащегося является добровольческая антинаркотическая деятельность. Волонтер (доброволец) – это тот, кто добровольно готов потратить свои силы и время на пользу, как обществу, так и конкретному человеку

Волонтерская антинаркотическая работа – безвозмездная компетентная деятельность, направленная на предупреждение деструктивного, зависимого поведения у молодого поколения и формирование ценности здорового образа жизни.

Добровольческая деятельность способствует удовлетворению внутренней психологической потребности быть нужным и потребности в общении через: личностный рост, решение своих проблем, возможность поделиться своим опытом, интересную и полезную организацию досуга, подтверждение своей самостоятельности и взрослости, защиту своих интересов на уровне министерств и ведомств, ресурсные возможности, возможности выстраивания карьеры, авторитета и самореализации.

Добровольческая деятельность в Городском центре психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс» развивается с 2002 года и выстроена на принципе проектной деятельности в профилактической антинаркотической работе среди школьников.

С 2008 года волонтеры центра принимают участие в республиканском антинаркотическом проекте "SаMоSтоятельные дети". Его цель - предупредить или задержать возраст первой пробы психоактивных веществ детьми школьного возраста. Участники проекта получили трехсторонний контракт, который подписывается на добровольной основе волонтером, одним из родителей и руководителем учреждения сроком на 1 год, с последующим его продлением. В контракте содержится запрет на употребление табака, алкоголя, наркотиков, также подписывающийся имеет возможность самостоятельно включить в него те ограничения, которые он для себя определяет актуальными и требующими коррекции.

По истечению трехмесячного испытательного срока волонтерам вручаются именные членские карточки проекта «SаМоSтоятельные дети», которые действуют на всей территории республики. Обладатель этой карточки получает бонусы в виде: скидок в магазинах; приглашения на рейтинговые культурно-массовые мероприятия; участия в профильных сменах; благодарственных писем от организаторов; призов с символикой проекта.

Волонтеры отмечают, что проект «SаМоSтоятельные дети» отвечает их потребностям, он понятен и конкретен, в нем нет двойных стандартов и закостенелых стереотипов, это то, что они долгое время ждали, и в чем с удовольствием и ответственно готовы принимать участие.

Активная работа волонтеров не остается незамеченной: 15 волонтеров отмечены благодарностями МО и Н РТ, 6 волонтеров получили ходатайства от госнаркоконтроля для поступления в ВУЗы.

Осознавая результаты своей работы, и понимая, что можно достичь большего, ребята планируют расширять волонтерское антинаркотической движение по всей республике.

Обобщая вышеописанное, можно с уверенностью заявлять о том, что создание городской психолого-педагогической службы в образовательном пространстве города Казани является свидетельством комплексного подхода к реализации ФГОС и, по причине своей уникальности, незаменимым инструментом воплощения в реальность таких личностных характеристик и свойств личности портрета выпускника школы как: владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; подготовленность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества[3]. Ведь только в психологически благоприятной образовательной среде, к достижению чего и стремится ППМС служба центра «Ресурс», учащийся приобретет описанные выше свойства.


[1] http://psytherapy.com.ua/index.php/stati/11-chto-takoe-balintovskaya-gruppa

[2] http://росток116.рф/data/documents/Metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-soderzhaniyu-deyatelnosti-psihologicheskoy-sluzhby_09.08.15.docx

[3] http://минобрнауки.рф/documents/336



Сертификаты:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687