Карпунина Любовь Николаевна, методист по дополнительному образованию
и воспитательной работе Информационно-методического отдела
Управления образования ИКМО г. Казани
Современное дополнительное образование детей является важной составляющей образовательного пространства. Оно уникально, востребовано и находится в зоне пристального внимания общества, государства.
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, определена роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В принятой Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей») дано понятие современного качества дополнительного образования, предъявлены требования к уровню и качеству предоставляемых услуг и технологиям, применяемым в учреждениях.
Основными положениями Концепции являются следующие:
1) базовый элемент системы дополнительного образования – образовательная программа, а не образовательная организация;
2) формирование системы государственных требований к доступности соответствующих услуг, создание открытых сервисов информационного сопровождения участников дополнительных образовательных программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий;
3) расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования всех направлений, в т. ч. научно-технического;
4) принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование, принцип общественно-государственного партнерства.
Определены основные направления реализации Концепции:
− обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;
− расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;
−развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ;
− развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.
Стратегическая цель государства – повышение доступности качественного образования. На качество предоставляемых услуг по дополнительному образованию детей влияют такие отличия системы дополнительного образования от основного как вариативность, доступность, свободный личностный выбор, адаптивность. Ценность его заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования.
В Казани создана система дополнительного образования детей. Функционирует 49 учреждений. Многообразие форм учебно-воспитательного процесса, практико-ориентированнное содержание привлекает детей в учреждения дополнительного образования. В 4853 объединениях обучаются 70404 детей, т.о. охват дополнительным образованием детей составляет 67,5%.
В содержательном контексте изменений к 2015г. постепенно увеличивается количество услуг в сфере дополнительного образования технической, естественнонаучной направленностей.
Для повышения доступности качественных услуг дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования детей г. Казани осуществляется ряд мероприятий как:
- разрабатываются и реализуются программы развития учреждений, дополнительные общеразвивающие программы для детей с различными образовательными потребностями. Однако стоит отметить, что отсутствие четких федеральных требований влияет на качество дополнительных общеразвивающих программ, которые являются основным документом образовательного процесса.
-организуется сетевое взаимодействие с целью создания единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования. Так, например, в ЦВР Авиастроительного района разработан и реализуется проект «Мой выбор», успешно объединивший различных партнеров: общеобразовательные школы, КАТК, КНИТУ-КАИ, ОАО «Казанский вертолетный завод, КАПО»;
-осуществляется мониторинг удовлетворенности предоставляемыми услугами.
В современных условиях предъявляются повышенные требования к педагогическим кадрам, так как повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования является важным условием повышения качества образования. Профессиональный рост педагога сопровождается поиском новых методик, что зачастую сопровождается ошибками, заблуждениями, преодолением себя и чувством удовлетворения. Современный педагог как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении со стороны методической службы, задача которой состоит в создании условий для формирования и развития ключевых профессиональных компетентностей педагогов.
В городских учреждениях дополнительного образования работают более 1600 педагогов. Для повышения профессиональной компетентности методической службой проводятся семинары, городские методические объединения, консультации, профессиональные конкурсы. При подготовке к конкурсам осуществляется методическая поддержка конкурсантов.
Приведу только несколько примеров результативности участия педагогов учреждений дополнительного образования Казани в республиканских профессиональных конкурсах:
· 10 призеров и лауреатов республиканских профессиональных конкурсов «Классный руководитель», «Педагог-организатор», «Педагог дополнительного образования» (2015г., 2016г)
· 29 педагогов получили гранты в Республиканском конкурсе грантов педагогов дополнительного образования (2014-2015 уч.г.)
· 10 УДО г. Казани признаны лучшими (2014-2015г.г.), из них Гран-при получил ЦДТ «Азино»
· 8 призеров Республиканского конкурса дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (2014г.).
· 6 призеров Республиканского конкурса методических разработок технической направленности
· 16 победителей республиканского конкурса Инновационных дополнительных общеобразовательных программ и проектов, обеспечивающих интеграцию общего и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности «Инновация». (2015 г.) и др.
В системе организации методической работы большую роль играют методические обучающие семинары, семинары-практикумы, которые знакомят педагогов с достижениями науки и лучшего педагогического опыта. Для заместителей директоров и педагогов дополнительного образования организуются методические семинары по актуальным проблемам дополнительного образования:
· взаимодействия дополнительного образования и внеурочной деятельности
· организации процесса воспитания духовно-нравственной культуры личности учащегося в системе дополнительного образования детей
· патриотического воспитания детей в УДОД
· создания инклюзивной образовательной среды для детей с разными познавательными потребностями в условиях УДО
· внедрению современных педагогических технологий
· мониторинга в УДО как способом управления качеством обучения и воспитания
· развитию детского технического творчества и др.
Важной составляющей методической работы является информационная поддержка педагогов дополнительного образования. Функционирует виртуальное сообщество педагогов УДО. На Казанском образовательном портале размещаются новости, материалы семинаров, освещаются мероприятия и т.д.
Стоит отметить как факт, что школы, становясь большими комплексами с хорошим материально-техническим обеспечением, активно развивают дополнительное образование в своем учреждении. И примеров тому немало: лицей №121, школы №35, 177, гимн. 2 и многие другие. Здесь наряду с основным образованием школьники могут получить широкий спектр образовательных услуг в сфере интеллектуальной, физической и творческой деятельностей. Использование возможностей дополнительного образования в целях формирования единого образовательного пространства позволяет повысить качество обучения и воспитания, построить индивидуальные образовательные маршруты учащихся.
Особое внимание уделяется развитию предметного дополнительного образования, что сближает общее и дополнительное образование. Однако нередко дополнительное образование детей подменяет внеурочную деятельность, а это не всегда в пользу обучающихся.
Достижение современного качества образования, безусловно, требует совершенствования системы дополнительного образования как на содержательном так и на организационном уровнях, объединения усилий не только педагогов, но и родителей обучающихся, социальных партнеров, самих детей.
Литература:
1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
2. Добрынина Г.А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестник ТГПУ. 2013. № 1. С.125-131.
3. Куприянов Б. В. Новые надежды дополнительного образования детей // Управление школой - Первое сентября. 2012. № 5. С. 51-56.
4. Куприянов Б. В. Современные вызовы и судьба ДОД // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - N 9. - С. 3-8