(из опыта работы ИМО ГМЦ по Советскому району по реализации программы курсов Intel «Обучение для будущего»)
В современном постиндустриальном информационном обществе, когда образование становится «фундаментом экономики, основанной на знаниях», свободное владение информационно-коммуникационными технологиями становится все более востребованным. Поэтому основной стратегической целью сегодня является создание «школы нового типа» -электронной школы, что декларируется в Стратегии развития образования в Республике татрстан на 2010 – 2015г.г. «Килэчэк».
В связи с этим, деятельность образовательных учреждений Советского района города Казани направлена на реализацию различных направлений в области информатизации системы образования. Среди них реализация
· Совместного проекта МОиН РТ и Всемирного банка \ НФПК по реализации направления "Электронное образование" Стратегии развития образования в РТ на 2010-2015 годы, целью которого является разработка и внедрение программ информатизации школ в условиях единого информационного образовательного пространства;
· Проекта «Электронное образование в Республике Татарстан», в рамках которого ОУ заполняют сайт на портале, ведут электронный журнал и электронный дневник учащихся;
· Методическое сопровождение процесса перехода образовательных учреждений на пакет свободного программного обеспечения (ПСПО);
· Материально-техническое обеспечение процесса информатизации; по программе обновления техники МОиН РТ и МИС РТ общеобразовательными учреждениями получено ... современных компьютера и 1817 персональных ноутбуков учителя (в рамках 1,2 и 3 этапов реализации проекта). В результате проведенных мероприятий число учащихся на 1 компьютер в конце 2010/2011 учебного года составило
- По общеобразовательным учреждениям (с 1 по 11 класс): 10
- По общеобразовательным учреждениям (с 5 по 11 класс): 8
· Конкурсное движение в области информатизации образования. Участие педагогов и учащихся в конкурсах различного уровня, таких, как «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе», «Юный программист» и других.
Реализация вышеуказанных направлений невозможна без повышения информационной компетентности руководителей и педагогов, что носит в современных условиях инновационный характер. Как известно, под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования, а именно:
- дистанционное обучение;
- создание сетевых структур;
- тьюторство;
- создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы).
В условиях деятельности методической службы района актуальным является курсовая подготовка по программам Intel «Обучение для будущего» посредством такого способа организации занятий, как тьюторство.
В районе уже 2-й год активно внедряются различные образовательные проекты Intel в рамках программы курсы Intel «Обучение для будущего».
В сентябре-декабре 2010года в районе прошли курсы Intel «Обучение для будущего» по направлению «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» Обучение проводилось на базе ИМО ГМЦ Советского района г.Казани Магдеевой Лирой Мирзануровной, районным тьютором данной программы, в течение 3 месяцев (сентябрь-декабрь 2010 года). Таким образом, по направлению «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» было обучено 84 учителя–на декабрь 2010 года это наибольшее число учителей, прошедших данные курсы, по сравнению с другими районами г.Казани. Также в декабре 2010 года была реализована программа Intel для руководителей «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения». ИМО ГМЦ по Советскому району было обучено 38 руководителей общеобразовательных учреждений района.
Схема обучения традиционная для нашего региона:
1. обучение районного тьютора в РЦИМКе;
2. подготовка районным тьютором школьных тьюторов в количестве 50 человек;
3. обучение школьными тьюторами педагогов школы.
Такая схема подготовки существовала до января 2011 года. После подключения в образовательных учреждениях Wi-Fi, получения учителями ноутбуков в рамках реализации проекта «Электронное образование» возможности одновременного обучения большого количества педагогов увеличились.
Согласно распоряжениям МОиН РТ, полученным в декабре 2010 года, все учителя школ, уже получивших ноутбуки, должны были пройти очно-дистанционную подготовку по направлению «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» программы Intel «Обучение для будущего». Были подготовлены приказы по ОО района, согласно которым обучение было организовано назначенными в 32 школах ответственными лицами – тьюторами из числа педагогов, прошедших обучение по данной программе в 2008-2010гг. В связи с тем, что, по отзывам специалистов, программа обучения по этому проекту непростая и тьюторами являются учителя не информатики, а других школьных предметов, специфика деятельности районного тьютора несколько изменилась. Теперь Магдеева Л.М. стала не только тьютором, но и консультантом, оказывающим помощь на местах основной работы школьных тьюторов. После ознакомления администрации школ с соответствующими приказами, направленными на организацию деятельности по обучению педагогов, по заявке школы районный тьютор приезжала в школу и совместно с школьным тьютором проводила обучение педагогов. Лира Мирзануровна отмечает, что обучение взрослых, а тем более учителей – дело непростое, т.к. мы невольно переносим в наши действия стереотипы, привычные для обстановки школы, для педагогики, имеющей дело с детьми, подростками, но не со взрослыми. И действительно, не случайно в последние годы в самой педагогике выделилось особое направление - теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.
Тьюторам приходится учитывать особенности взрослых учащихся.
К их числу относятся следующие:
• потребность в обосновании (смысле);
• потребность в самостоятельности;
• жизненный опыт;
• назревшая необходимость;
• практическая направленность.
Не знать и не понимать эти особенности взрослых учащихся нельзя. Как, например, проявляются эти особенности?
В частности, потребность в обосновании (смысле)
Известно, что взрослая аудитория очень внимательно относится к обоснованию того, зачем нужно изучить данный курс или раздел. Опытные вузовские преподаватели часто упоминают о том, для чего важно знать то, что сейчас изучается, и какие отрицательные последствия связаны с незнанием. Взрослые учащиеся также интересуются (открыто или неявно) тем, что будет, если они «не выучат» (не изучат, не освоят) данный материал. Более того, взрослые учащиеся не пожалеют времени и сил, чтобы понять, зачем и стоит ли тратить время и силы на изучение того, что им предлагают. Сказанное подтверждается не только наблюдениями и опытом, но и данными специальных исследований.
Кроме этого, потребность в самостоятельности
Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность - основная черта поведения и самосознания взрослого человека. Когда взрослый попадает в учебную обстановку, возникает противоречивая ситуация: человек как бы отбрасывается назад, в собственное прошлое, когда, сидя на школьной скамье, он находился в прямой или косвенной зависимости от учителя. С точки зрения исследователей, основное направление, по которому реализуется эта потребность, - возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернатив.
Следующая особенность: назревшая необходимость - залог готовности к обучению
В привычной учебной ситуации «школьного» типа предъявление учебного материала уже само по себе предполагает желание его освоить. В случае обучения взрослых людей даже указание руководства не всегда убеждает в том, что обучение им действительно необходимо. Опыт показывает, что начало обучения стоит посвятить специальному обращению к ситуации в компании, вытекающим из нее требованиям к знаниям и умениям.
Кроме этого следует учитывать практическую направленность: ориентацию на реальные задачи в реальном контексте. В традиционном образовании и соответствующем привычном обучении учебный материал выстроен в соответствии с логической структурой научного знания. В привычном обучении материал организован теоретическим способом, в то время как потребности в новых знаниях и умениях носят не обобщенный (отвлеченный), а ситуативный прикладной характер.
А также важен учет особенностей взрослых. Обычно в пособиях для преподавателей, работающих со взрослыми, говорится о том, что обучение должно быть прикладным, практически направленным. Опыт показывает, что особенности взрослых учащихся наиболее сильно связаны с потребностью в смысле. Хорошо видны две основные области проявления этой потребности:
• потребность в решении практических, производственных задач и
• потребность в личностно-профессиональном развитии.
В связи с этим, основными принципами обучения педагогов на курсах, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, стали добровольность участников проекта, метод убеждения, а не давления на педагогов, создание комфортной психологической обстановки (дома ведь и стены помогают, а школа в известном смысле второй дом не только для ученика, но и для учителя). После проведения занятий курсантам представлялось время, не ограниченное жесткими рамками, для осознания нового материала, подготовки проекта – 2-3 недели, когда учитель не спеша мог обдумать и подготовить свой проект, проконсультироваться как со школьным, так и с районным тьютором (Лира Мирзануровна всегда была доступна для общения с курсантами). После этого на сайте проекта, где страницы имеют все школы района, учителя выкладывали свои проекты. А дальше в дистанционной форме продолжались консультации с Магдеевой Л.М. в форме переписки по электронной почте с целью обсуждения качества подготовленной работы, путей ее улучшения. С февраля по май 2011 года Лира Мирзануровна провела обучение в очно-дистанционной форме с выходом на места работы педагогов в 20 школах района, причем в некоторые из них по просьбе администрации и педагогов выходила с консультациями несколько раз. Районный тьютор отмечает, что всегда легко работать в тех коллективах, где имеется положительный настрой на обучение в подобной форме, где педагоги понимают и принимают современные требования к уровню компетентности специалиста. Как правило, во многом это зависит от умелой работы с коллективом руководителей школы, где неравнодушие к данной проблеме проявляет в первую очередь директор школы (особенно Лира Мирзануровна отмечает Закирзянову Г.Д., директора гимназии №90, Белоусову Г.К., директора СОШ №141, и многих других).
Таким образом, на конец мая 2011 года в УО района вышеназванную курсовую подготовку прошли 781 учитель, что составляло только 59,34% от числа учителей 32 школ, получивших ноутбуки в первом и втором этапах.
Следует отметить, что 10 школьных тьюторов были отмечены благодарственными письмами РЦИМКа, которые вручены педагогам в дни празднования Международного дня учителя. Система и положительный опыт работы тьютора по программе Intel «Обучение для будущего» был представлен на семинаре в РЦИМКе летом 2011 года. Безусловно, такая деятельность была бы невозможна без целенаправленной и последовательной организационной работы методиста по информатизации информационно-методического отдела Городского методического центра по Советскому району Юсупова А.И.
Итак, тьюторское сопровождение педагогов при обучении их информационно-коммуникативным технологиям создает благоприятные условия для повышения компетентности современного учителя.