Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

Главная тема номера

Электронное образование в городе Казани: состояние и развитие

Хадиуллин Ильсур Гараевич, начальник Управления образования г.Казани, к.п.н., доцент

Новые информационные технологии (или IT-технологии) занимают особое положение в современном мире. Они открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества. Информационная культура, умение использовать эти технологии в своей повседневной работе, создавать и использовать электронные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, - таковы приоритеты нового века.

В связи с этим очевидно повышение внимания органов государственного управления к информатизации образования.

Неслучайно в качестве ключевого ориентира «Программа развития образования в г.Казани на 2011-2015гг.» и республиканская Стратегия «Килэчэк» -«Будущее» определяют повышение качества образовательного процесса с использованием новых информационных технологий.

Сегодня мы представляем опыт информатизации образовательной системы г.Казани, обратив особое внимание на возможности совершенствования механизмов управления образовательными системами через использование новых it-технологий.

Построение муниципальной системы управления образованием на основе новых технологий осуществляется Управлением образования, Городским методическим центром и образовательными учреждениями г.Казани в нескольких взаимосвязанных направлениях, основные из которых:

- формирование единого информационного пространства городской системы образования через интенсификацию использования компьютерной техники и возможностей сети Интернет в образовательном процессе и в управленческой деятельности;

- разработка и апробация инновационной модели муниципальной системы оценки качества образования.

Поскольку сегодня мы выступаем за повышение информационной культуры всех участников и педагогического и управленческого процессов на основе принципа «научить учиться», наша работа должна отличаться системностью и поступательностью. Сегодня у нас для этого есть все возможности, которые предоставило нам государство.

В учреждениях образования г.Казани имеется достаточное количество необходимого компьютерного оборудования. В частности, на начало текущего учебного года в городе функционируют 12450 компьютеров (без учета персональных ноутбуков учителей), в том числе в общеобразовательных школах -10474 компьютеров, в детских садах – 1047, в учреждениях дополнительного образования детей – 285.

В рамках реализации республиканской Стратегии «Килэчэк»- «Будущее» по акции «Компьютер – школе» и «Интерактивное оборудование – школе» к началу 2011-2012 учебного года наши школы получили 1256 компьютеров и 151 комплект интерактивного оборудования (1 интерактивная доска + 2 мультимедиа проектора с экранами). При условии списания всей имеющейся в учреждениях образования старой техники (ПК ниже PI, PI, PII, PIII), произойдет полное (100%) обновление компьютерного парка школ. Информацию о количестве ПК в школах и количестве учащихся на 1 компьютер вы видите на экране.

Радует то, что оснащаются не только компьютерные классы, а идет увеличение числа компьютеров, установленных в предметных кабинетах.В учебном процессе используются более 900 интерактивных досок и мультимедийных проекторов.

По второму направлению республиканской акции «Компьютер - учителю» все учителя школ г.Казани получили 8126 персональных ноутбуков поэтапно: с августа 2010г. по май 2011г. Ноутбуки получены независимо от типа и вида общеобразовательных учреждений.

Для работы по Стандартам нового поколения 28 мобильных классов поступили в начальные классы школ –центров компетенций к 1 сентября 2011 года, чтобы каждый ученик имел личное образовательное пространство в классе.

А для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия для дистанционного обучения на дому. Только в этом году приобретено 32 комплекта оборудования ученических и 15 –учительских.

Теперь о подключении образовательных учреждений города к сети Интернет. Вместе с другими технологиями компьютерная коммуникация может существенно повлиять на формирование нового содержания образования, на изменение форм и методов обучения. Глобальная компьютерная связь открывает реальные возможности повседневного сотрудничества педагогов и школ как в своей стране, так и с другими странами мира. В целом, подключение к сети Интернет позволяет погрузить школу в современную информационную среду, где открываются широчайшие возможности для деятельности.

О подключении к сети Интернет теперь мы говорим как о само собой разумеющемся факте, так как общеобразовательные учреждения имеют выход во Всемирную паутину и сейчас нас больше интересует скорость доступа к Интернет-ресурсам. Благодаря проекту «Электронное образование в РТ» во все школы города установлены беспроводные точки доступа Wi-Fi, все крупные школы (а казанские школы практически все входят в это число) уже подключены по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС). Все это, на наш взгляд, активно способствует развитию интерактивных технологий обучения и повышению качества образования.

Несомненно, информационные технологии,– это область знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет нам не только поведать коллег о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, который каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом. Следовательно, можно сказать, что использование ИКТ сегодня позволяет повысить качество образования, эффективность урока, рационально организовать учебный процесс и т.д.

Что касается кадрового обеспечения процесса информатизации образования, то учителя и руководители образовательных учреждений владеют ИКТ-компетентностью. Если три года тому назад только 36% учителей владели компьютерной грамотностью, то сейчас для всех - это норма сегодняшнего дня. Тогда это было непросто. Разумеется, мы поняли, что важнейшей задачей, без решения которой невозможно двигаться вперед, для нас является задача подготовки педагогических кадров, прежде всего, чтобы учитель-предметник владел компьютером и использовал его так же, как использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке. Нам удалось решить проблему за счет средств города. Мы подготовили муниципальных тьюторов, использовали потенциал лучших учителей, совместно с преподавателями вузов проводили обучение. И сегодня эта работа продолжается. Можно говорить не просто о компьютерной грамотности, а о степени «продвинутости» наших педагогов в области использования ИКТ в профессиональной деятельности. На передний план выходит задача мотивировать учителей к использованию информационных технологий в повседневной практике.

Для этого определены базовые школы - центры компетенции по электронному образованию, которые будут тиражировать лучший опыт использования ИКТ в школьном образовании. Их в городе восемь. С помощью практического опыта этих центров планируется проводить мероприятия повышения профессионального мастерства педагогов, а именно, систематизация и распространение результатов интеллектуальной деятельности в области электронного образования. На сегодняшний день между Министерством образования и науки РТ и Управлением образования г.Казани заключено Соглашение о реализации проекта «Школа-центр компетенции в электронном образовании» на 5 лет. В дальнейшем тьюторы центров компетенций будут обучать педагогов города по международной инновационной образовательной программе Intel «Путь к успеху», проводить вебинары по применению интерактивного оборудования и использования ЦОРов в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время мы с педагогическими коллективами решаем следующую задачу - осваиваем новую информационную систему «Электронное образование в Республике Татарстан», внедряем в образовательный процесс электронных журналов и дневников. СМС-рассылки получают родители. Понимая, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя и что надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках, многие из педагогов в этой системе создали сообщества по интересам, делятся опытом работы с коллегами. В рамках проекта «Развитие школ Татарстана в условиях информатизации образования» все школы Казани разработали и разместили программы информатизации на своих сайтах.

С 01.03.2011 г. детские сады города перешли на электронную очередность детей (или электронная запись в детский сад)и включены в информационную систему «Электронное образование в РТ». Для работы в данной системе проведено обучение руководителей детских садов совместно с ЦИТ КМ РТ.

Впервые аттестация педагогических работников проходит в электронном виде. Например, с сентября текущего года компьютерное тестирование на соответствие занимаемой должности и заявленной категории (высшая, первая) проходит в ИС «Электронное образование». С января 2012 года планируется полное прохождение указанной процедуры в электронном виде.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде тоже осуществляется в ИС «Электронное образование». Это:

- прием в школу (электронная запись учащихся в школу);

- ведение электронного дневника и журнала успеваемости;

- информация об учебных планах, образовательных программах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках;

-информация о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний и т.д.

Применение it-технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

В перспективе, хотим мы того или нет, но нам придется обратиться и к другим формам образования. Сегодня со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения педагогов. В этой области нам предстоит еще много трудиться. В настоящее время учителя-предметники Казани дистанционно обучаются по курсу образовательных программ Intel «Обучение для будущего».

Около 300 казанских учителей русского языка, литературы, математики, физики и информатики с сентября по ноябрь 2011 г. прошли дистанционное обучение по проекту «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения».

В сентябре 2011 г. стартовал проект «Английский язык для Республики Татарстан». Всем учителям английского языка был предоставлен доступ к ресурсам он-лайн школы Englishtown, в виртуальных «стенах» которой они проведут целый год, повышая свой профессиональный уровень. На выходе слушатели виртуальной школы EF получат сертификат Кембриджского университета.

Кроме того, учителя города повысили квалификацию по дистанционному обучению детей-инвалидов.

И это далеко не весь перечень проектов и программ дистанционного образования, в которых принимают участие казанские учителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии, Интернет, ноутбук – это уже неотъемлемая часть жизни учителя, живущего в нашем городе и республике. Возможности профессионального самосовершенствования современного педагога расширились: выход в сеть Интернет прямо с рабочего места, общение со своими коллегами в сообществах на различных образовательных порталах, использование бесплатных, общедоступных коллекций цифровых образовательных ресурсов, возможность рассказать о себе всему педагогическому сообществу города, республики, России и миру. Такие IT-перемены в учительской профессии требуют организации новых нетрадиционных форм и методов обучения. Одним из таких методов является персонализация образовательных сфер, на основе средств межличностных коммуникаций (блогов, твиттеров, Вики-сайтов).

Учитывая большую значимость вышеобозначенной проблемы, Управление образования и Городской методический центр приступили к реализации проекта«Казанский образовательный портал», который функционирует с сентября 2010 года. Одной из наиболее важных его задач является повышение информационной культуры педагогического сообщества города. Портал позволяет педагогам представить свой уникальный опыт в информационную образовательную сеть Татарстана и России. Это логичное продолжение процесса усовершенствования коммуникационных каналов системы образования нашего города.

На портале формируется библиотека методических материалов и цифровых образовательных ресурсов, созданных нашими учителями. На его страницах освещаются наиболее значимые городские мероприятия в области образования. Портал объединил в себе функции информационно – методического электронного журнала и социальной сети.

Еще одной особенностью портала являются виртуальные методические объединения учителей. Эти объединения осуществляют свою деятельность в дистанционной форме, организовывая форумы, интернет-опросы, интернет–тестирования, дистанционные открытые уроки и т.д. В каждом ВМО назначен модератор из числа наиболее активно работающих педагогов и методистов. Преимущества ВМО заключаются в следующем: тиражирование опыта работы на более широкий круг коллег – педагогов; удобный режим и ритм работы (каждый член выбирает для себя);включает неограниченное количество членов; экономия времени на поездках для очного участия в заседаниях.

В марте 2011 года наш портал был зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и получил «Свидетельство о регистрации средства массовой информации» (Эл № ФС77-44152). Этот факт дает право рассматривать материалы, размещаемые на портале как публикации в СМИ, что пригодится любому педагогу при прохождении очередной аттестации.

Несмотря на то, что общими усилиями руководства республики и города и каждого педагога в отдельности, достигнуты значительные успехи в развитии электронного образования, имеются и нерешенные проблемы:

1.В настоящее время в детских садах выход в сеть Интернет возможен только с компьютера главного бухгалтера и только для использования электронной почты. Поэтому в ДОУ используются USB-модемы и другие коммерческие подключения. Для полноценной работы детских садов в системе «Электронное образование в РТ» необходимо:

-дооснащение ДОУ компьютерной техникой нового поколения;

- установка сетевого оборудования для подключения к ГИСТ РТ.

2.Обновление компьютерного парка учреждений дополнительного образования города.

3.Обучение воспитателей ДОУ и педагогов УДО ИКТ-компетентности.

4. Применение информационных технологий в образовании не достигло еще должного уровня.

5.Организация дистанционного обучения в городе находится на начальном этапе развития.

6. Отсутствие информационных технологий в процессе управления образованием не позволяет создать полноценное единое информационное образовательное пространство города и республики. Одним словом, ИКТ в управлении школой находится на начальном этапе. Что касается государственных и муниципальных услуг в электронном виде, то все это закреплено нормативной базой, а именно:

-Законом РФ «Об образовании» (п.2, 4, 5 ст.32);

-Законом РФ от 27 июля 2010г. N210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

-Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009г. № 1993-р (в ред. от 07 сентября 2010г. № 1506-р);

- Постановлением Кабинета Министров РТ №21 от 19.01.2011г.

Анализируя результаты реализации электронного образования, мы определяем ориентиры на ближайшую перспективу, которые предполагают:

- развитие инфраструктуры информатизации образования;

- развитие ИКТ – компетенций педагогов города;

-обеспечение образовательным контентом участников УВП;

- автоматизация управления образованием;

- обеспечение доступа к качественному образованию для всех категорий участников.


  Сертификат:









Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011.
Городской методический центр Управления образования г.Казани.
Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152