Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

Использование проектной методики в учебной деятельности

Ризатдинова Гульнар Хасановна, учитель математики,
Домрачева Ирина Николаевна, учитель информатики,
Кабудинова Эльмира Маликовна, учитель физики гимназия №75 Московского района

Человечество за свою историю пережило шесть информационных революций: от появления языка и письменности тысячи лет назад, до компьютеров и Интернета в последние десятилетия. Информационные технологии изменили современный мир. На смену индустриальному обществу приходит общество информационное.

Новые условия выдвигают новые требования и открывают новые горизонты. Любая информация становится доступной. Главная особенность успешного человека в информационном обществе – умение эффективно распоряжаться информацией. Для этого нужен человек новой формации. Человек ответственный, креативный, способный к самостоятельному обучению. Поэтому роль и ответственность системы образования в информационном обществе возрастает многократно.

Основной задачей современной школы становится не “заставить выучить”, а “помочь развиться”. Саморазвитие и самореализация ученика должны учитывать его субъективный опыт и индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности. Профильное обучение призвано решить проблему индивидуализации образования.

Новая школа и новый учебный процесс обозначают необходимость внедрения новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Использование проектной методики соответствует этим требованиям, так как позволяет организовать самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками информации.

Проектная методика может быть использована как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе.

Например, можно использовать ее при изучении темы в старших классах. Группе сильных учащихся предлагается опережающее задание: подготовить проект-презентацию с использованием компьютерных технологий по определенным направлениям и продумать формы закрепления и контроля знаний. При этом преследуются следующие цели:

· систематизация и актуализация знаний по предмету;

· реализация творческих способностей учащихся;

· использование новых технологий, где средства новой информационной технологии поддерживают овладение новым содержанием обучения;

· внедрение новых методов и организационных форм учебной работы;

· подготовка учащихся к жизни в условиях становления информационного общества.

Срок проведения проекта определяется заранее. Работа по подготовке проекта разбивается на этапы:

· Сбор материала (используются документальные источники, публицистика, материалы прессы, телевидения, видео, аудио, Интернет).

· Систематизация и распределение материала.

· Компьютерная обработка материала.

Предполагается четкое структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных задач и результатов. Автор – участник проекта-презентации должен иметь представление о том, когда и что его ждет в результате работы в целом и на каждом этапе.

Завершает работу над проектом подведение итогов, “защита” проектной работы на уроке путем интеграции в традиционную классно-урочную систему обучения. Внедрение в учебный процесс при изучении нового материала защиты презентаций учащихся позволяет не только развивать творческо-поисковую активность школьников, закреплять навыки работы на компьютере, но и разнообразить формы и методы подачи материала, накапливать наглядность, экономить учебное время и т. д.

Еще большими возможностями, эффективностью обладает практика создания межпредметных и сетевых проектов, которые позволяют объединить усилия не только нескольких педагогов, но и ученических коллективов. Анализируя успешность учеников профильных классов можно увидеть, что учащиеся, принимавшие участие в проектной и исследовательской деятельности, имеют высокую результативность и поступаемость в вузы на профильные специальности.

Результаты использования межпредметных проектов можно отследить на некоторых примерах.

Ученик естественно-математического класса, а на данный момент студент КГТУ им.А.Н.Туполева, Рокитянский Виктор принял участие в VII Рождественских чтениях, республиканском конкурсе «Трансформер 2009» и региональных олимпиадах и соревнованиях «Интеллект-2009» на базе КГТУ им. Туполева со своим электронным учебником «Операционная система Linux», который был отмечен Дипломами победителя.

Ученик педагогического класса Евсеев Антон с группой учащихся среднего звена на протяжении двух лет работали над сетевым проектом «История развития математики на Руси. Электронное пособие».

Цель проекта: разработка электронного мультимедийного пособия по математике для 5-6 классов «История математики на Руси» в виде web-сайта.

Задачи проекта:

· Обучающие: обобщение, систематизация, углубление знаний об истории математики; углубление знаний по школьному курсу информатики; формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных задач.

· Развивающие: развитие специальных умений учащихся, развитие общеучебных умений, умения работать с информацией; организационных: планирования, самоконтроля; развитие логических способностей: способностей к абстрагированию, индукции, дедукции; формирование интереса к предмету; развитие творческих способностей, исследовательских умений.

· Воспитательные: расширение кругозора; воспитание самостоятельности.

Итогом работы стало создание сетевого ресурса, предназначенного как для учителей, так и для учащихся. На страницах сайта размещено много исторических материалов, таких как, информация об русских ученых-математиках, первые письменные источники, первые учебники, русские счеты, развитие нумерации на Руси, умножение и деление на Руси, геометрические сведения в старых русских памятниках, старинные русские меры длины, старинные мери площадей, веса, жидкостей, сыпучих тел и др. В рубриках «Методические рекомендации», «Разработки уроков», «Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям» , содержатся разработки уроков, обзорные статьи, мультимедийные презентации к занятиям, методические рекомендации, планирование работы кружка и факультатива по математике, богатый иллюстративный и справочный материал, задачи с возможностью самопроверки.

Исключительно важным свойством разработанного пособия является его открытость и возможность использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельностных форм обучения, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе – дистанционных.

На республиканской научно-практической конференции школьников «VII Рождественские чтения» работа была отмечена Дипломом III степени. Участвуя в республиканском конкурсе молодых педагогов и учащихся педагогических классов «Педагогический Олимп - 2009», Антон стал победителем.

Внеурочная проектная деятельность ученика – это часть его субъективного опыта, который он учитывает при планировании будущей карьеры, о чем свидетельствует нижеприведенная таблица.

ФИ ученика, год выпуска

Участие в НПК школьников

Профиль класса

Выбранный вуз

Черкина Лиза, 2007

Республиканский конкурс молодых педагогов и обучающихся в пед.классах «Педолимп-2007»


Гуманитарно-педагогический

КГУ, журналисти-ка

Шарафеева Гузель, 2008

Рождественские Чтения (работы по татарскому языку и физике), Юношеские чтения К. Насыйри (татарский язык)


Социально-экономический

КФЭИ

Мингазова Аделя, 2008

Поволжская конференция им. Лобачевского (работа по социологии). Всероссийская конференция старшеклассников «Юность. Наука. Культура».

Социально-гуманитарный

КГУ, журналисти-ка

Кабудинов Шариф, 2008

Республиканский конкурс проектных работ «Трансформер-2007», региональная Поволжская конференция им.Н.И.Лобачевского

Информационно-технологический

КГТУ им.А.Н.Тупо-лева

Тризна Елена, 2009

Региональная Поволжская конференция им.Н.И.Лобачевского, Рождественские Чтения (работа по биологии)

Естественно-математический

КГУ, биофак

Ведерникова Анна, 2011

Региональный тур Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В.И.Вернадского (работа по информатике);

Естественно-математический

КГТУ им.А.Н.Тупо-лева

Волчкова Ольга, 2011

V Всероссийский открытый очный конкурс достижений талантливой молодежи “Национальное достояние России “ 2010-2011 (работа по экономике);


Естественно-математический

КГУ, политология


Опыт работы свидетельствует о целесообразности и необходимости использования исследовательской и проектной деятельности в учебном процессе, и привлечения к этой работе всех желающих, а не только учеников, имеющих отличные отметки по предмету, Опыт, приобретенный при работе над проектом, повышает самооценку и мотивацию учащихся в учебной деятельности, помогает их дальнейшему профессиональному самоопределению, учит детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса. Проект, особенно на основе информационных технологий, многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.


  Сертификаты:









Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011.
Городской методический центр Управления образования г.Казани.
Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152