С 1996 года прошлого века система российского дошкольного образования руководствовалась Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (далее – Временные (примерные) требования). В приказе МО РФ, утверждавшем указанные требования, подчеркивался их временный, переходный характер – до введения в действие государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" опубликован 5 марта 2010г, вступил в силу 16 марта 2010 г. Согласно этому приказу ФГТ к структуре ООП вводятся в действие с момента вступления в силу данного приказа.
Причины введения ФГТ:
1. Вариативность дошкольного образования.
2. Преобладание занятий как основной формы обучения детей дошкольного возраста.
3. Дисбаланс образовательной нагрузки по основным линиям развития ребенка.
Анализ содержательной составляющей вариативных программ и определенного в них объема образовательной нагрузки позволил сделать следующие выводы:
1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: познавательно-речевое; физическое; социально-личностное; художественно-эстетическое;
2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в программах неоднородна в количественном и качественном отношении (конструирование; в одни программы включено в познавательно-речевое развитие детей, в другие – в художественно-эстетическое, в третьих – рассматривается отдельно, вне какого-либо направления);
3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;
4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:
- познавательно-речевое развитие – 40-47% занятий;
- художественно-эстетическое – 20-40% занятий;
- физическое развитие – 19-20% занятий;
- социально-личностное – 0-13% занятий.
Назначение ФГТ
· Выравнивание стартовых возможностей детей при подготовке к школьному обучению.
· Обеспечение равнодолевого содержания по всем направлениям развития ребенка.
· Решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности.
· Необходимость реализации принципа научной обоснованности и практической применимости.
Результативность образовательного процесса. Определение результата освоения основной образовательной программы дошкольного образования возможно через понятие качества как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте.
В целом, новые требования имеют прогрессивный характер и позволяют не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, но и дают толчок для развития системы в целом. Вектор движения – к реальному (а не декларативному!) учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений города Казани ведут работу по составлению общеобразовательной программы ДОУ. Необходимую помощь в этом направлении оказывают им сотрудники Городского методического центра Управления образования – организуют и проводят семинары, заседания районных методических объединений педагогов ДОУ, консультации, размещают материалы по внедрению ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы на сайте и портале Городского методического центра.
На сегодняшний день не существует единой Программы, удовлетворяющей интересы, потребности, идеи всех детских садов, благодаря введению ФГТ к структуре общеобразовательной программы имеется возможность у педагогического коллектива каждого ДОУ, учитывая миссию своего образовательного учреждения, разработать собственную программу, что позволит увеличить качество образовательных услуг.