В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Разработана с учетом международного и российского опыта Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила цель образования, как реализацию современной системы образовательных приоритетов на основе интеграции информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс и создание наиболее эффективных условий для такой интеграции.
Концепция ставит перед системой образования задачи:
•обеспечение инновационного характера базового образования, (как обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений);
•развитие вариативности образовательных программ;
•создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
•формирование системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
•построение инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
•создание современной системы непрерывного образования;
•прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
•прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся, как основы перехода к следующему уровню образования.
К ключевыми компетентностями современного человека относятся: коммуникация на родном языке; коммуникация на иностранном языке; математическая компетентность; базовая естественнонаучная компетентность; технологическая компетентность; цифровая (ИКТ) компетентность; умение учиться.
Создание условий для успешного обучения современного ученика включает и высокую компетентность современного учителя, работающего в современной школе.
Умение учиться, учиться постоянно, должно быть присуще каждому учителю. Тот, кто постоянно учится, любит учиться, развивается и открыт всему новому, может заинтересовать, увлечь современного ученика.
Активное развитие электронного образования в республике, внедрение информационной системы «Электронное образование РТ» явилось причиной масштабного дистанционного обучения учителей. Это и комплекс по программе «Intel», дистанционное обучение учителей предметников на портале "Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности", обучение по проекту «Английский язык для РТ» и др.
К преимуществам дистанционного обучения надо отнести то, что кроме возможности обучаться в свободном режиме, в удобное время и по индивидуальной программе здесь каждый учитель получает еще и готовый методический и дидактический материал для своей профессиональной деятельности.
Происходит постепенный процесс использования на уроках не только самостоятельных разработок, презентаций, но и того материала, который учитель получил во время обучения.
Опыт дистанционного обучения учителей с одной стороны и большой опыт общения в социальных сетях учеников с другой стороны должен дать эффект создания качественных виртуальных факультативов, творческих объединений для учеников в «Электронное образование РТ». Возможность дополнительного общения, обучения в свободном режиме и, в то же время, выполнение проектных работ в определенные временные рамки должно объединить творческую часть ученичества.
Первый опыт по внедрению в учебный процесс работы с виртуальными факультативами накоплен в гимназии №3 с татарским языком обучения Кировского района г.Казани. Каждым учителем гимназии создан виртуальный факультатив по своему предмету. При работе с виртуальным факультативом происходит интеграция очной и дистанционной форм обучения. Это единый, целостный учебный процесс, предполагающий, что часть познавательной деятельности учащихся проводится на уроке под непосредственным руководством учителя, а другая ее часть выносится на дистанционную форму, где преобладают самостоятельные виды работ.
Дистанционная форма обучения предусматривает самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность, выполнение индивидуальных заданий, способствующих усвоению теории, развитию мышления, творческого потенциала, отработке конкретных навыков и умений, работу со справочными и информационными материалами
Достоинствами дистанционного обучения являются: индивидуализация, свобода выбора. Эту свободу выбора и предоставляет информационная система. Ученик может также дополнительно обучаться по любому предмету и у любого учителя. Здесь происходит процесс творчества и двухстороннего развития, сотрудничества ученика и учителя, процесс развития и формирования интеллектуальной сети.
Существуют и «готовые» дистанционные курсы для учеников. В апробировании обучения в «Телешколе» участвовали ученики школ Кировского района №57, 137, гимназии №15 по профильному обучению по предметам математика, русский язык и литература. Учителя стали дистанционными тьюторами своих учеников. Опыт апробирования показал, что учителя, приложившие усилия к организации учебного процесса в дистанционном режиме, добились существенных результатов.
Дистанционное обучение, применительно к школе, можно рассматривать только как дополнение к основной очной, традиционной форме обучения.
Для дистанционного обучения основой является электронная форма общения ученика и учителя. Дистанционное обучение смещает акценты в сторону самостоятельной работы. В настоящее время такими учебными материалами являются не только материалы курсов, размещенные на компакт-дисках и печатных источниках, но и весь объем ресурсов, доступный обучающемуся через Интернет.
Чем же отличается работа с книгой от дистанционного обучения?
И в том и в другом случае есть теория, и в том и в другом случае есть набор разно уровневых заданий. Наличие тестирующей системы? В этом случае – это аналог учебного материала на диске.
К преимуществам дистанционного обучения можно отнести: взаимодействие, в данном случае дистанционное, с учителем; выполнение домашнего задания, оценивание этого задания; постоянное обновление, пополнение материала. Дистанционный курс, в отличие от курсов на дисках, это живой организм, который быстро реагирует на все новое.
Осваивая новые высоты, преодолевая вместе затруднения, учитель и ученик постепенно поднимаются вверх, помогая друг другу испытывать радость от совместного творчества и успеха. Это и есть настоящее сотрудничество, когда ученик доверяет учителю, а учитель верит в своего ученика.
Литература
1. И.В. Роберт. Методология информатизации образования. Государственная академия наук. Российская академия образования. Институт информатизации образования. ИТО. XXI Международная конференция-выставка. М., 2011
2. Е.И. Василенок. Тенденции развития информатизации образования в современном обществе. Электронный журнал "Информационная среда образования и науки». Выпуск 6. 2011
3. Т.А. Лавина. Развитие ИКТ-компетентности учителя в условиях непрерывного педагогического образования. Электронный журнал "Информационная среда образования и науки». 2011