Педагогическая инноватика рассматривает образование человека, образовательные процессы, меняющие учеников и педагогов. И сегодня для педагогической общественности, находящейся буквально на пороге революционных перемен в образовании, необходима ориентация в инновационных процессах, способах и результатах его осуществления. В этих условиях важно обратиться прежде всего к функционированию методической службы образовательного учреждения, к осознанию новых смыслов методической работы. Мы часто декларируем личностно-ориентированный подход к формированию профессиональной компетентности педагога, но на практике по-прежнему имеем дело с традиционным пониманием методической работы, ориентированной на понятие «педагогический коллектив» лишь на основе внешней дифференциации. Конечно, мы не отрицаем объективных причин, которые сегодня не позволяют сосредоточить внимание на выполнении ключевой задачи: подготовке педагога «Новой школы», но и не можем согласиться со стихийным подходом к реализации поставленной задачи.
Для того, чтобы реализовывалось компететнтностно-ориентированное образование, нужно обратить внимание на триаду «управленец – учитель- ученик». Задача методической службы и заключается в том, чтобы повысить уровень управленческой культуры и как следствие - качество методической работы в ОУ.
2008 год. Аудит инновационной деятельности педагогических коллективов г. Казани выявил 81 социально-педагогический и психолого-педагогический проекты, реализуемые в 102 учреждениях нового типа. Нововведения касались содержания образования (естестственно-научного, филологического), технологий обучения (технологии развития критического мышления, организации учебно-воспитательно процесса и управляющей системы школы). Эти нововведения не носили радикального характера, а были комбинаторными и модифицирующими. Если говорить о масштабе инновационных проектов, то они были локальными ( в области одного предмета или его составляющей, формы организации и технологии) и модульными ( лингвистическое образование, возрастная группа учащихся, психологическое сопровождение, организационно-управленческий компонент). Все эти новшества были направлены на усовершенствование, рационализацию элементов образовательного процесса.
Создание базы информационных карт инновационного опыта позволило сформулировать 10 направлений инновационной деятельности в УО г.Казани:
-личностно-ориентированный подход к организации методической службы
-гражданско-правовое образование учащихся в региональных условиях
-система предпрофильной подготовки и профильного обучения
-система оценки предметных и ключевых компетенций
-моделирование образовательной среды для формирования коммуникативно - деятельностной грамотности учащихся
-разработка и апробация форм государственно-общественного управления
-создание современной информационно-образовательной среды
-проектирование модели образовательной системы, способствующей воспитанию компетентной, конкурентоспособной личности
-социализация одаренных детей
-система работы педагогических коллективов по формированию полилингвальной личности
Анализ отчётных материалов по реализации инновационных проектов, собеседование, проведенное с управленческой командой данных ОУ, выявили ряд проблем, таких как: отсутствие учебно-методического обеспечения для работы по новым программам, проектам, адаптация новшеств к имеющимся условиям, недостаточная профессиональная подготовка педагогов, руководителей к работе в инновационном режиме, а главное - неразработанность диагностических материалов в соответствии с заявленным проектом, использование традиционных показателей, используемых государственными системами мониторинга.
С целью совершенствования и систематизации опытно-экспериментальной работы был составлен и реестр экспериментальных площадок в ОУ, который выявил уровни данной работы: федерального уровня – 9, республиканского – 12, городского – 46.
Направления ОЭР были следующие:
- предпрофильная и профильная подготовка учащихся как условие социализации личности;
- языковое поле как средство социализации личности;
- саморазвитие и самореализация конкурентоспособной личности;
- система гражданского образования в контексте модернизации российского общества;
- моделирование единой образовательной среды.
Для реализации принципа системности Управлением образования г.Казани были разработаны нормативные документы, регламентирующие инновационную и опытно-экспериментальную деятельности (Приказ ГУО «О совершенствовании опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях» от 22.02.2008 № 187,Приказ ГУО от 22.09 2008 № 770, Приказ ГУО от 06.03.2009 № 146, Приказ ГУО от 22.092011 №482; Положение «Об опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования г. Казани, Положение о экспертном Совете, Положение о городской опытно-экспериментальной площадке
Два городских конкурса инновационных программ, проведённых в 2008 и в 2009 году в Городском методическом центре Управления образования г. Казани, показали определённый интерес к инновационной деятельности среди педагогов: В 2008 -2009 учебном году в конкурсе участвовало 210 работ, к награждению было представлены - 19, в городской реестр инновационных разработок реестр включена 81 работа.
В 2009-2010 учебном году на конкурс было представлено 107 работ из 7 муниципальных образовательных округов, из них: методических пособий – 6, методических разработок – 40, программ – 50, проектов - 8, методических рекомендаций – 2, электронных учебников -1. Впервые была объявлена в этом конкурсе и номинация «Управление образованием».
По итогам экспертизы к награждению дипломами представлены 23 работы, благодарственными письмами отмечены 30 педагогов и педагогических коллективов. В городской реестр инновационных программ, проектов и методических разработок по итогам конкурса включены 53 работы( реестр размещён на сайте Городского методического центра в разделе «Педагогические инновации»)
Исходя из анализа проделанной работы, были определены цели и задачи городской методической службы по сопровождению инновационной работы:
Совершенствование системы управления экспериментальной и инновационной деятельностью
Обеспечение научного руководства и координирования ОЭ и инновационной деятельности
Внедрение материалов, наработанных в ходе эксперимента, в практику работы других ОУ
Повышение инновационной культуры педагогических кадров
Методическое сопровождение построено на дифференцированном подходе по направлениям деятельности, по уровню профессиональной компетентности руководителей ОУ.
Целевая программа «Инновационная культура педагога как составляющая профессиональной компетентности» реализуется в течение 3 лет и содержит ряд педагогических маршрутов:
1.Инновационные проекты в образовательном пространстве
(для руководителей ОУ, методистов, руководителей методических структур) Предполагаемый уровень - осмысление понятий: «инновация и новация»», « типы и виды инноваций», «инновационный проект», «инновационное обучение», «свойства инновационного обучения», «критерии инновационной деятельности», «информационная карта инновационного проекта», «эксперимент», «программа эксперимента»
Формы обучения: обучающие семинары с элементами прогнозирования, практикумы, индивидуальное проектирование
2. Формирование инновационной культуры педагога «Новой школы»
Предполагаемый уровень - осмысление понятий: «профессиональная компетентность и профессиональные компетенции», «инновационная культура», «современные смыслы методической работы», « индивидуальная траектория развития», «управленческая технология личностно-ориентированного развития педагога»
Формы обучения: 4 модели обучения на рабочих местах, стажёрские площадки, тьюторское сопровождение
3.Управление развитием компетенций педагогов на основе формирующего уровневого оценивания
Предполагаемый уровень - осмысление понятий «диагностика», «ключевые, предметные компетенции»,«портфолио»; освоение видов и типов диагностик
Формы обучения: семинары, практикумы, моделирование, педагогический проект
4.Социализация личности субъектов образовательного пространства как актуальная проблема инвестиционной политики Российской Федерации Предполагаемый уровень - осмысление понятий »социализация», »воспитание», «духовная культура», «субкультура», «социум», «социокультурное пространство»,»современное детство», «формы детской культуры», «детско-подростковые общественные организации»
Формы обучения: лекции, семинары, дебаты
Каждый маршрут конкретизирован содержательными компонентами, технологиями и формами, реализуется через теоретические блоки и практикумы на базе стажёрских площадок, ИМО ГМЦ, мастер-классах руководителей –новаторов и в формате тьюторского сопровождения.
Хотелось бы остановиться и на педагогических инициативах методической службы г.Казани, таких как:
- проектирование и реализация каскадной модели формирования профессиональной компетентности управленческих кадров через тьюторскую службу;
- разработка и экспериментальная апробация модели индивидуального образовательного маршрута в формате психолого-педагогического сопровождения
- реализация Национальной программы развития и поддержки чтения в режиме пилотных площадок на основе интеграции деятельности библиотекарей и школьных методических объединений
- создание модели татарстанского языкового порфеля на основе интеграции стандарта выпуска по направлениям «Русский язык»,»Татарский язык»и «Иностранные языки».
Если говорить о результатах, то обратимся к анализу деятельности
тьюторской службы Городского методического центра, впервые апробированной в этом году? Во-первых, она позволила систематизировать работу ИМО ГМЦ с руководителями школ, повысить методологический уровень в разрезе инновационной культуры, выявить пробелы как в содержании управленческой деятельности, так и в технологических процессах; во-вторых, она позволяет реализовать стратегию Городского методического центра по кадровому менеджменту , в-третьих, ИМО ГМЦ становятся на практике консультационными площадками по реализации инновационных проектов в учреждениях образования. Кроме того, педагогические проекты, показанные тьюторами, позволили экспертной группе дифференцировать проблемы, связанные с профессиональной компетентностью руководителей: прогностические умения у опытных заместителей директоров и коммуникативные - у вновь назначенных.
Создание сайта Городского методического центра позволило разработать содержание раздела «Педагогические инновации», на котором созданы рубрики «Нормативно-правовая база инновационной и опытно-экспериментальной деятельности», «В помощь руководителям инновационных ОУ, учреждений дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений», »Методические рекомендации», «Адреса передового педагогического опыта», »Эксперимент в действии», «Тьюторская служба».
В 2010 году начал свою работу Казанский образовательный портал, на котором были созданы виртуальные методические сообщества, в том числе и сообщество методистов и модераторов. Здесь размещается информация о проведенных семинарах, практикумах, презентационные материалы, отчётные материалы стажёрских площадок, методические рекомендации.
В активе заместителей директоров, курирующих методическую работу, за эти годы появились материалы по моделированию методической темы как инновационного проекта, по компетентностно-ориентированному образованию, по организации и проведению эксперимента, по технологическому подходу к реализации профильного обучения, рекомендации по реализации компетентностного подхода в подготовке педагога и деятельности методиста, методические материалы по образовательным технологиям, педагогической инноватике, педагогической лаборатории руководителя образовательного учреждения.
Очная и дистантная формы обучения позволяют, как показывает практика, эффективно реализовывать каскадную модель повышения профессиональной компетентности педагогов и целенаправленно формировать управленческие компетенции.