Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

Дистанционное образование – веление времени

Тарасова Галина Викторовна, методист Городского методического центра Управления образования города Казани, к.п.н., доцент

Историей цивилизации неоднократно доказано, что во все времена происходило и происходит столкновение старого с новым, привычного с непривычным, нарушением сложившихся традиций. Так происходило и с дистанционным образованием. К дистанционному образованию относились и относятся по-разному, можно говорить даже о противостоянии. Возможно, оно связано с инертностью определённой группы людей и приверженности к традициям или недостаточным компьютерным обеспечением учреждений образования и населения, ограниченными возможностями учащихся и учителей, отсутствием качественных каналов связи, относительной дороговизной Интернет-услуг, или огромным обилием информационного материала, который трудно сразу охватить. Каждый день на взрослых и детей обрушивается поток информации, который нужно принять, глубоко осмыслить, проанализировать, сделать правильные выводы, отобрать и использовать нужную информацию.

После изобретения электронных коммуникаций учителя школ, как и всё человечество, поделились на тех, кто владеет и не владеет коммуникационными и Интернет технологиями. Чтобы уверенно чувствовать себя в информационном пространстве, нужны умения, определённые навыки, чему нужно учиться, требуется время, забота наставников, терпение и, безусловно, наличие работающих технических средств. Осознание важности глобального перехода к новой форме обучения, понимание нового медленно, но происходит. Очевидно, что дистанционная форма обучения становится всё более популярной.

Одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования - обучение иностранным языкам. Владение одним или несколькими иностранными языками определяет в наши дни культурный, интеллектуальный уровень, профессиональную характеристику специалиста любой области, является средством его экономической защищённости. Особую значимость изучения иностранных языков и в первую очередь английского как языка международного придаёт подготовка к Универсиаде-2013, событию международного значения. Необходимость и желание давать школьникам хорошие, фундаментальные знания английского языка, сделать его изучение доступным, процесс обучения эффективным и качественным побуждает нас постоянно прислушиваться к мнению учащихся, искать методы и технологии обучения, создавать ситуацию успеха. Стимулирует познавательную деятельность учащихся и дистанционная деятельность.

Дистанционное обучение для школьников - это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Великую роль в обучении школьника играл и играет учитель, педагог.

«Педагог» в переводе с древнегреческого означает воспитатель, «ведущий ребёнка». Он ведёт к познанию нового, неизведанного. А это значит, учитель в первую очередь должен быть современным, интеллектуальным человеком, знающим и понимающим интересы сегодняшних школьников. И таких учителей в городе большинство. Они используют в своей работе современные, разрабатывают собственные методики, обмениваются технологиями обучения школьников не только с учителями нашего города, но и с учителями других стран Российской Федерации, а также зарубежных стран (международная конференция «Иностранные языки в современном мире: опыт, проблемы, перспективы», всероссийская конференция «Толерантность – путь к миру», сентябрь 2011г.).

Говоря о дистанционном образовании, мы имеем в виду совершенно иную образовательную технологию. Сравнивать методики обучения в очном варианте и дистанционном не совсем правильно. Умение пользоваться новыми информационными и телекоммуникационными технологиями предоставляет возможность учителю не только изучать материалы, размещённые на сайте, сайтах Интернет, но и общаться лично с учащимися, коллегами, родственниками и коллегами из-за рубежа в Skype, тренировать зрительную и слуховую память, просматривать видео-лекции, видео-уроки, презентации, слушать аудио-лекции. 100% учителей иностранных языков из числа опрошенных (856 человек) сами готовят презентации и широко используют их на уроках, внеклассных мероприятиях, при выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах учителей, 86% широко пользуются Интернетом, 12% используют Интернет на уроках иностранных языков, 100% подтвердили, что абсолютное большинство их школьников готовят презентации.

Качество знаний английского языка, как и любого другого предмета, начинается с педагога. В сентябре 2011 года стартовал проект «Английский язык для Республики Татарстан». 751 учителю английского языка города Казани представилась возможность участвовать в республиканском проекте, предоставлен доступ к ресурсам онлайн-школы Englishtown.

Говорить об актуальности и необходимости участия в республиканском проекте не приходится. Что даёт участие в проекте? Однозначно, обучение английскому языку дистанционно – отличный вариант «погружения в язык». Благодаря развитию информационных технологий процесс обучения перенесён в виртуальное пространство. Проект способствует повышению профессионального уровня каждого учителя, прохождения бесплатного обучения, повышения качества знаний английского языка. Учителя, обучающиеся в онлайн-школе Englishtown, говорят о том, что задания очень интересные, разнообразные, помогут в углублении и овладении английским языком. Учителя иностранных языков знают, что понятие «владение иностранным языком» отождествляется с понятием «овладение родным языком», т. е. пользованием всеми видами речевой деятельности (письменной и устной) достаточно свободно. Однако человека учит языку не только школа, но и окружающая среда. Совершенно очевидно, что при её отсутствии к обучению в массовой школе не может быть предъявлено требование свободного или даже относительно свободного владения языком. К сожалению, приходится признать, что учителя утрачивают устно-речевые умения, не имея возможности погружаться в среду преподаваемого языка. Недаром во многих зарубежных странах преподаватели не допускаются к работе, если они в течение определённого времени, иногда двух лет не побывали в стране языка, которому обучают, и не пользовались им в процессе повседневного общения. Так, учителя немецкого языка (г.Браушвейг) после окончания университета в течение двух лет считались практикантами. Нам это казалось странным. Решить вышеуказанную проблему помогает обучение в режиме on line. В рамках проекта «Английский для Республики Татарстан» учителя получили возможность общаться на английском языке с представителями разных стран Америки, Австралии, Китая и т.д. Это хорошая практика в говорении и аудировании, а также овладение современными коммуникативными технологиями.

Надо признать процесс вхождения учителей английского языка города в республиканский проект проходит медленно. На 7 ноября 2011 года в онлайн-школе Englishtown обучалось 567 человек (75%), 184 учителя не обучаются (25%), 82 человека не входили в систему, 44 отказались от участия в проекте. В чём причина подобного явления? Попытаемся ответить на поставленный вопрос. Одна из главных причин, на мой взгляд, техническая, отсутствие техники владения компьютером, несвоевременное получение пароля доступа к онлайн-школе и т.д.; долгосрочность проекта, а также очень много самых серьёзных других причин таких как загруженность учителей в школе (уроки, часто в две смены, внеклассные мероприятия, индивидуальная работа со школьниками, родителями, дежурство в школе, заполнение электронных журналов, проверка тетрадей учащихся и многое другое), состояние здоровья и т.д.. Вы скажите, что работать в проекте следует дома. Так оно и есть. Основная часть учителей может обучаться английскому языку только дома ранним утром или поздним вечером. А мы не забыли, что учителю ещё нужно готовиться к урокам? Что учителя (в основном женщины) – это мамы, бабушки, жёны.

Многолетний опыт работы с учителями иностранных языков свидетельствует о том, что это творческие, начитанные, образованные, энергичные с чувством собственного достоинства, порой эмоциональные личности, но которые находятся в постоянном поиске нового, инновационного, принимающие активное участие во всех семинарах, конференциях, мероприятиях. С уверенностью могу сказать, что наибольшее количество конкурсов, фестивалей, интеллектуальных игр для школьников в городе проходит на иностранных языках. И учителя активно вовлекают школьников в творческую деятельность, готовы делать это постоянно. Им нужен положительный настрой. Кто-то отказывается от участия в проекте, но не без серьёзных причин. Но много и желающих обучаться дистанционно, которые не смогли попасть в проект.

Дистанционное обучение, по определению Евгении Семеновны Полат, доктора педагогических наук, заведующей лабораторией дистанционного обучения института содержания и методов обучения РАО это - взаимодействие учителя и учащегося на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет - технологий или других интерактивных технологий. Учёные отмечают, что прогнозы на перспективу указывают на то, что в будущем примерно 40–50 % учебного времени в школах будет приходиться на долю дистанционного обучения. Здесь мы можем говорить о том, что интеграция очных и дистанционных форм обучения станет реальностью для средней школы.

Ни для кого не секрет, что школьники опережают нас, учителей, они с компьютером на «ты», сегодня школьники, можно сказать, сверхинформированы. Максимум информации школьники получают из средств массовой информации и прежде всего по телевидению (очень много ненужной информации!). Задача родителей и учителей (работа в сотрудничестве) находить правильную информацию и грамотно ей пользоваться. Мы уже не говорим с вами о том, что абсолютное большинство наших детей пользуются сотовыми телефонами (возможность родителям контролировать ребёнка в огромном пространстве города, общаться с друзьями, получить информацию, слушать музыку, работать со словарём и т.д.). Школьники города принимали активное участие в таких городских конкурсах на иностранных языках в режиме on line, как «Знаешь ли ты Англию?», «Знаешь ли ты Америку?», «Знаешь ли ты Германию?», «Знаешь ли ты Францию?», проводимых Городским методическим центром Управления образования. Интеллектуальные знания и умение пользоваться компьютером, Интернетом продемонстрировали старшеклассники на первом этапе городского интеллектуального конкурса «Ученик года», городском конкурсе мультимедийных проектов на иностранных языках.

Есть ли преимущества в проведении подобных конкурсов в режиме on line для школьников?

Безусловно, да. Мы можем говорить об активности, массовости и кратковременности, демократичности и объективности полученных результатов, а также об умении владеть компьютором. В прошедшем учебном году в городских конкурсах старшеклассников в режиме on line приняло участие свыше 1000 старшеклассников школ, гимназий, лицеев города. А для учителей? Обработка полученных результатов проводится через компьютер. Следовательно, исключается возможность субъективного подхода со стороны учителя или любого другого экзаменатора, появляется возможность сэкономить время, за определенный промежуток времени проверить знания у значительного количества участников.

Имеются ли недостатки? Ответим положительно на поставленный нами вопрос. Это отсутствие гарантии того, что участники конкурса выполняли тесты (задания были предложены в форме тестов) самостоятельно без помощи взрослых или друзей. Таким образом, мы не можем объективно оценить теоретические знания участника конкурса и его практические умения в пользовании компьютером. Трудно говорить о компетентности участника.

Не могу не сказать, у школьников города, желающих обучаться английскому языку, стать волонтёрами Универсиады, появилась возможность обучаться дополнительно в рамках целевого городского проекта «Английский – для всех», нацеленного на повышение уровня знания английского языка среди школьников и учителей города, посвящённого достойной встрече Универсиады-2013. Школьники занимаются по учебному пособию “Welcome to Kazan”, разработанному группой авторов – педагогов школы №165 и методистов ГМЦ Управления образования. В проект вовлечено 1557 школьников города. Ключевая фигура – учитель. 69 учителей не только обучают школьников английскому языку, но и готовят их к волонтёрской деятельности.

В заключении нужно отметить, что дистанционное обучение и образование – веление времени. Обращение к Интернет-ресурсам открывает большие возможности школьным учителям, в тоже время, выдвигая перед ними всё новые задачи. Прежде всего, создание методической системы, дидактических разработок, которые позволили бы каждому учителю строить свою деятельность с использованием современных информационных технологий.


  Сертификат:









Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011.
Городской методический центр Управления образования г.Казани.
Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152