В настоящее время процессы модернизации образования предполагают развитие учителя, находящегося на позиции исследователя, активно и осознанно осуществляющего самостоятельную познавательную деятельность, обладающего коммуникативной включенностью в инновационные процессы, стремящегося к совершенствованию работы по освоению новых педагогических технологий и техник, распространяющему положительный опыт. Перечисленные качества современного педагога можно рассматривать как факторы развития профессиональной компетентности учителя, которая совершенствуется, в том числе, и через участие в работе предметных методических объединений, творческих групп, проблемных лабораторий и т. д. Сегодня в муниципальной системе образования внедряется новая форма методического объединения учителей – виртуальные методические объединения на Казанском образовательном портале.
Попробуем детальнее разобраться в понятии «виртуальное методическое объединение». Для этого поставим несколько фундаментальных вопросов: что? зачем? как? где?, и попытаемся дать ответы на эти вопросы.
Вопрос первый «Что?» Небольшая историческая справка поможет нам найти более точный ответ на данный вопрос. Термин «виртуальное сообщество» был введен Г. Рейнгольдом, исследователем социальных отношений в сети и одним из основателей сообщеcтва WELL в 1993 году. Виртуальное сообщество (Virtual Community) означает людей, общающихся между собой при помощи информационной сети Интернет. Люди пользуются его ресурсами с разными целями – развлекательными, информационными, учебными, профессиональными и т.д. Виртуальное сообщество педагогов – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети Интернет. В 2010 году выступая на заседании Организационного комитета по проведению в РФ Года Учителя, председатель правительства В. В. Путин заявил: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду». Исходя из вышесказанного, можно определить виртуальное методическое объединение (ВМО) как добровольное профессиональное сообщество преподавателей, применяющих в своей деятельности новейшие информационные и коммуникационные технологи, формы и методы.
Вопрос второй «Зачем»? Целью создания ВМО на Казанском образовательном портале является формирование профессиональных сообществ учителей, методической поддержки и профессионального роста педагога за счет широкого использования средств Интернет. Мы отмечаем, что создание ВМО позволяет решить целый ряд проблем, таких как разобщенность учителей – предметников и создание условий для эффективного сотрудничества педагогов; возможность доступа к различным источникам информации и систематизации информационных материалов. В то же время, участие в ВМО открывает возможность общения учителей между собой с целью обсуждения насущных педагогических проблем, получения оперативной консультационной и методической помощи, равного обмена сообщениями между членами ВМО. Важно отметить, что в процессе личного участия педагогов в деятельности ВМО создаются условия для формирования и развития коммуникативных навыков, культуры общения в сети Интернет.
Одним из преимуществ ВМО, и наряду с этим, результатом деятельности ВМО является накопление базы данных методических материалов, которые могут использоваться на уроках и во внеурочной деятельности, так как доступны для скачивания каждому педагогу. Благодаря этому, члены ВМО могут свободно обмениваться собственными методическими разработками, положительным опытом деятельности, представлять результаты своих экспериментов, проектов. А главное, что такая форма работы не только дает учителю возможность самовыражения, но и возможность разрешения сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе общения с коллегами, совместного поиска наиболее оптимальных решений.
Вопрос третий «Как»? На сегодняшний день на Казанском образовательном портале успешно функционируют 17 предметных ВМО. Одно из них – ВМО учителей химии, объединяет творческих, активных, ищущих педагогов химии образовательных учреждений города. Анализируя первый год работы данного ВМО, можно сделать вывод, что идея создания ВМО оправдала себя, так как объединение стало живой площадкой для общения, обмена личным опытом, получения новых знаний и материалов. Результатами деятельности за год можно считать создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; распространение успешных педагогических практик; организацию формального и неформального общения на профессионально интересные темы; обсуждение новых образовательных инициатив. В процессе деятельности ВМО учителей химии появилась целая система взаимодействия педагогов из разных районов города. В процессе деятельности ВМО учителей химии был накоплен банк данных методических разработок уроков и мероприятий, доступных членам ВМО. Использование таких ресурсов и возможностей помогает каждому участнику ВМО выбрать собственную траекторию профессионального роста. Мы считаем, что вовлечение большего числа учителей в деятельность ВМО позволит расширить освоение и применение в профессиональной деятельности и самообразовании информационно – коммуникационных технологий.
Вопрос четвертый «Где»? Думаем, многие наши коллеги согласятся с тем, что для самообразования педагога необходимо общение с единомышленниками, коллегами. К сожалению, мы не всегда располагаем достаточным количеством времени для такого полезного общения. ВМО учителей – предметников помогает нам в любое удобное время, имея доступ к Интернету, находиться в едином информационном пространстве. Приглашаем к участию в ВМО на Казанском образовательном портале www.kazanobr.ru учителей г. Казани, неравнодушных к проблемам образования, находящихся в творческом поиске, достигнувших определенных успехов в профессиональной деятельности, а также учителей, начинающих свой профессиональный путь.