Наше общество находится в стадии перехода от индустриального к информационному. Одна из задач информатизации системы образования - подготовка обучающихся к жизнедеятельности в новом обществе. Вследствие этого появилось такое понятие как информационная культура учителя или педагога – качество необходимое для его успешной профессиональной деятельности и социальной защищенности. Поэтому формирование информационной культуры педагога, как основного участника процесса обучения и воспитания подрастающего поколения, является одним из необходимых условий для качественного становления нового информационного общества.
Педагог для современного ученика сегодня уже не является единоличным источником знаний. Он, скорее всего, проводник, организующий изучение своего предмета в новой информационной образовательной среде. Современный учитель, педагог должен не только сам владеть информационной культурой, но и формировать ее у своих учащихся, поддерживая в них постоянную потребность в информации и новых знаниях.
Радикальные IT-перемены в нашей жизни потребовали организации новых нетрадиционных форм и методов обучения педагогов современным компетентностям. Методическая служба города Казани предлагает форму работы с педагогами, их поддержки и обучения на основе Интернет-дневников, то есть блогов на Казанском образовательном портале.
Второй год функционирует Казанский образовательный портал. Когда он только задумывался (еще до начала внедрения республиканской информационной системы «Электронное образование в РТ»), мы не могли полностью представить, что из этого получится, какова будет реакция педагогической общественности города, каким будет содержание портала и т.д. Теперь уже можно подвести определенные итоги, так как портал приобрел свое индивидуальное «лицо».
На просторах Рунета существует бесконечное множество всевозможных порталов, в том числе и образовательных. Также есть много социальных сетей, в которых люди объединяются в сообщества по интересам, обмениваются своими мыслями, материалами и т.д. Но среди этого разнообразия можно легко потеряться. Для успешного решения возникшей проблемы, а также для лучшей организации управления процессом развития и самореализации педагогов в предложенной форме, был создан Интернет-портал для казанской педагогической аудитории – http://kazanobr.ru.
Казанский образовательный портал соединил в себе функции информационно – методического электронного журнала и социальной сети. Особенность его в том, что каждый зарегистрировавшийся пользователь бесплатно получает web-страничку на портале, т.е. блог, в котором может размещать свои информационные ресурсы, излагать мысли и взгляды на те, или иные события в области образования. Проведя опрос среди пользователей портала, мы определили, что БЛОГ на Казанском портале – это «профессиональный личный дневник» (72% голосов). Таких социальных сетей, объединивших множество профессионально направленных блогов, во всяком случае, в области образования, еще недостаточно.
Ведя свой блог, педагог имеет возможность получить, причем очень быстро, отзывы коллег об уроке или мероприятии, которое он там разместил. Выкладывая свои разработки на портал, педагоги делятся личным опытом работы, а объединившись, могут вести совместную деятельность над каким-либо проектом или проблемой.
На Казанском образовательном портале созданы виртуальные методические объединения (ВМО). Это еще одна особенность портала. ВМО – это профессионально-педагогические Интернет-сообщества, являющиеся альтернативной формой методических объединений учителей-предметников, педагогов-психологов, воспитателей детских садов и др. педагогических работников, объединенных общими профессиональными интересами.
Н сегодняшний день создано более 40 ВМО. Среди них есть как открытые, так и закрытые. Закрытые создаются, в основном, к определенным мероприятиям, конкурсам или событиям. На вступление в закрытое сообщество или ВМО требуется одобрение модератора.
Так, например, методисты Городского методического центра и Информационно-методических отделов Центра, объединились в «Сообщество методистов и модераторов» и в блогах отражают свою работу по направлениям профессиональной деятельности. Это сообщество закрытое и вступить в него могут только методисты ГМЦ, ИМО ГМЦ и модераторы ВМО. Методисты размещают в блогах подробные отчеты о различных мероприятиях, которые они провели, работая с педагогами, с публикацией выступлений, презентаций и фотографий, методические рекомендации, полезные ссылки, методические разработки и т.д. Чтобы эти материалы попадали к пользователям дифференцировано, по направлениям и конкретным темам, методист, при размещении их в своем блоге, отмечает то ВМО, членам которого они предназначены.
Пользователи портала по желанию могут регистрироваться и вступать в ВМО или же оставаться в «свободном плавании». Но тогда, если они выбрали последнее, у них не будет возможности размещать свои материалы и комментировать других. Поэтому, в основном, пользователи являются членами одного или нескольких ВМО по своим интересам.
Портал модерируется, у каждого сообщества или ВМО есть свой модератор, который отслеживает и членство, и публикуемые тексты.
Казанский образовательный портал является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл № ФС 7744-152. Этот факт привлек еще большее количество пользователей-педагогов и становится информативнее, интереснее и полезнее для педагогической общественности города Казани.
В заключение можно сказать, что информационно-коммуникационные технологии, Интернет, ноутбук – это уже неотъемлемая часть жизни современного учителя. И наша задача, как методистов, помочь ему быстрее овладеть IT-пространством, ИКТ-компетентностями, достойно и смело войти в новое информационное общество.