Анализ лучших образовательных систем показывает, что для качества образования роль хорошего учителя выше всех других факторов в образовании.
Из текста концепции Стратегии развития
образования Республики Татарстан на 2010 - 2015 годы
Развитие электронного образования является одной из значимых особенностей образования в XXI веке. Его отличают такие процессы, как развитие системы информационных образовательных ресурсов; формирование технологической инфраструктуры образовательных учреждений всех уровней, обеспечивающая доступность электронной образовательной среды для всех участников образовательного процесса.
На передний план выходит потребность в формировании «коммуникативной компетентности» педагогов, которую многие ученые связывают с такими категориями, как «готовность», «ответственность», «уверенность» (2), информационной компьютерной компетентностью (ИКТ) и активностью (5).
Оснащение школ современными цифровыми ресурсами, внедрение цифрового ресурса «Электронное образование», большие возможности расширения информационного образовательного поля за счет эффективного использования системы Интернет выдвигают обязательные требования к уровню ИКТ компетентности учителей. Это требование, в свою очередь, актуализирует проблему создания региональной системы повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ.
В рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан в качестве инновационной формы повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ определено создание экспериментальных пилотных площадок. Для отработки инновационных технологий обучения, распространения методов и форм современного образования, распространения передового педагогического опыта на базе школ - лидеров в сфере применения цифровых технологий созданы пятьдесят четыре центра компетенции (см. приложение 1). В рамках модернизации региональной системы повышения квалификации педагогических работников центры компетенции получили статус стажировочных площадок. По мнению ученых и практиков (1) в современных условиях именно стажировочные площадки на базе школ - лидеров в области ИКТ способны выступить в качестве центров непрерывного профессионального образования, обеспечивающего формирование компетентности педагогов РТ в сфере информационных технологий с учетом их профессиональных потребностей и индивидуального опыта.
В то же время статус стажировочной площадки предполагает создание адекватной именно ее особенностям системы подготовки персонала к реализации стоящей перед ней новой задачи – оказание услуг дополнительного профессионального образования в области формировании ИКТ компетентности.
Анализ тенденций развития системы дополнительного профессионального образования показал, что наиболее эффективным подходом к решению данной задачи является становления стажировочной площадки как самообучающейся организации, «выстраивающей собственную корпоративную систему повышения квалификации» (там же).
В рамках данного подхода образовательная программа корпоративного повышения квалификации может рассматриваться как в качестве механизма подготовки педагогического коллектива к осуществлению нового вида деятельности, так и в качестве условия для обобщения и распространения передового педагогического опыта, как средство его самооценки и рефлексирующего осмысления.
Теоретический анализ педагогического опыта построения корпоративной системы повышения квалификации педагогических кадров позволяет выделить пять шагов к достижению цели (1, с.36 – 39).
Первый шаг - информационная система. На этой ступени изучается информация «о существующем»: исследование существующих проблем, решение которых влияет на качество услуги по повышению квалификации; выявление ресурсов (кадровых, материально-технических, информационных), которыми располагает стажировочная площадка. Для выявления и описания проблем необходимо иметь критерии, в которых определены признаки передового педагогического опыта, который педагогический коллектив намерен обобщать и распространять.
Второй шаг - проектная ступень. Важнейшим элементом на этом этапе является постановка цели, для достижения которой необходимо создать специальные условия развития всего коллектива стажировочной площадки, спроектировать систему повышения квалификации таким образом, чтобы «она выступала самоорганизующимся началом обновления методов, форм и технологий обучения».
Шаг третий – организационно-методическая ступень. На этом этапе реализуется принцип средового подхода - «создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов, участвующих в повышении квалификации» (там же, с. 38). При составлении программ повышения квалификации применяется принцип «взаимообучения педагогов» стажировочной площадки, при использовании которого возникает синергетический эффект. На этом этапе все решения принимаются коллегиально, в результате дискуссий и «мозговых штурмов», формируется общий подход к построению учебных программ и созданию учебно-методических комплексов.
Шаг четвертый - аналитическая ступень. Аналитическая деятельность и осмысление имеющегося передового педагогического опыта на этом этапе становятся основой для формирования практико ориентированной образовательной программы стажировок на базе школы - центра компетенции.
Шаг пятый - транслирующая ступень. Обобщение и распространение передового педагогического опыта на этом этапе «позволяет подчеркнуть системный характер управления, выделить и охарактеризовать основные шаги построения этой системы».
Для определения степени готовности школы - центра компетенции к реализации нового статуса - стажировочной площадки необходимо провести экспертизу готовности и желания педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения к осуществлению нового вида деятельности - оказанию услуг по повышению квалификации учителей других школ.
На базе государственного автономного образовательного учреждения «Институт развития образования Республики Татарстан» учеными совместно с руководителями образовательных учреждений и педагогами-практиками разработана программа экспертной оценки готовности педагогического коллектива центра компетенции к новому виду деятельности. За основу программы экспертизы были взяты методические рекомендации по технологии аккредитационной экспертизы образовательных учреждений, выходящих на новый статус (3) .
Экспертиза включает в себя параметры, предмет и критерии экспертной оценки. В качестве параметров были выделены внутренние и внешние структурные элементы организации и отбора содержания образовательного процесса, управления образовательным учреждением на основе ИКТ.
В качестве внутренних элементов организации и содержания образовательного процесса рассматриваются:
- отличительные особенности данного вида образовательного учреждения: непрерывность образования (дошкольное – начальное - основное – среднее (полное) образование); вариативность реализуемых программ (гимназические, лицейские, углубленное изучение отдельных предметов, предпрофильные, многопрофильны, программы олимпиадной подготовки по различным предметам и др.);
- материально-техническая база образовательного учреждения (количество компьютеров на одного ученика; обеспечение доступа к системе Интернет и др.);
- наличие в образовательном учреждении сформированной структуры управления процессами внедрения ИКТ в образовательный процесс;
- наличие образовательных программ основного и дополнительного образования, обеспечивающих концептуальную преемственность в области применения ИКТ на разных ступенях образования, а также программ информатизации образовательной среды образовательного учреждения;
- наличие и реализация различных форм обучения (экстернат, семейное, очно-заочное (в том числе, дистанционное), очное обучение);
- наличие и реализация индивидуальных программ повышения квалификации персонала центра компетенции с применением ИКТ;
- активность педагогического коллектива в использовании ресурса «Электронное образование»;
- положительная динамика развития творческой цифровой лаборатории образовательного учреждения.
В качестве внешних элементов организации и содержания образовательного процесса рассматриваются:
- наличие и организация взаимодействия центра компетенции с другими образовательными учреждениями, бизнес – компаниями, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования в сфере ИКТ;
- реализация статуса образовательного учреждения - центра компетенции по направлению экспериментальной и инновационной деятельности, связанной с использованием ИКТ;
- организация и проведение конференций, семинаров, вебинаров и других мероприятий по проблеме применения ИКТ в образовании.
В качестве внутренних элементов управления образовательным учреждением в качестве стажировочной площадки рассматриваются:
- наличие кадровых ресурсов для обеспечения функционирования и развития стажировочной площадки;
- наличие программ мониторинга ИКТ - компетентности учеников и педагогов образовательного учреждения;
- наличие служб и программ, обеспечивающих функционирование и развитие образовательного учреждения в качестве стажировочной площадки.
В качестве внешних элементов управления деятельностью стажировочной площадки рассматриваются:
- обоснование необходимости создания стажировочной площадки на базе центра компетенции (наличие заявок от потенциальных стажеров);
- наличие и реализация программ повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ.
Поскольку инновационная деятельность стажировочной площадки напрямую связана с опытно-экспериментальной работой целого педагогического коллектива, в качестве теоретической основы для осуществления системного анализа функционирования образовательного учреждения в новом качестве использованы результаты исследований научно-методического обеспечения оценки работы исследовательских групп, предложенные авторами коллективной монографии сотрудников Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» (4).
По замыслу разработчиков квалификация соответствия образовательного учреждения статусу стажировочной площадки оценивается по степени выраженности выше указанных элементов на основе балльно-рейтингового подхода к осуществлению экспертизы.
Финансирование деятельности стажировочной площадки осуществляется в рамках договоров на оказание информационно-консультационных услуг между образовательным учреждением и ГАОУ ДПО ИРО РТ.
Используемая литература
1. Инновационный вуз как самообучающаяся организация/ Под редакцией С.Б. Смирнова, Т.В. Щербовой. – СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. – 95 с.
2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. – 2004. - № 5. – С.3-1.
3. Методические рекомендации по технологии аккредитационной экспертизы образовательных учреждений, выходящих на новый статус // Отв. Редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 128 с.
4. Методология и технологии опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования: коллект.монография/Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. – Казань: Идел-Пресс, 2011. – 416 с.
5. Цветкова М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие/ М.С. Цветкова, - М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.