«Электронное образование – это залог конкурентоспособности наших школьников, это важнейший залог создания равных условий получения образования в городе и на селе, это возможность получения дополнительных знаний, это канал связи школьник – учитель – родители, это мониторинг качества образования».
Заместитель Премьер министра –
Министр информатизации и связи
Републики Татарстан Н.А. Никифоров.
В Республике Татарстан успешно реализуется «Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы». Ключевое направлений стратегии- это создание и развитие Электронного образования, которое реализуется на четырех крупномасштабных проектах: Компьютер - школе. Компьютер - учителю, Электронная школа и Удаленная школа.
В Год учителя по инициативе Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова в Татарстане стартовали два уникальных проекта: «Компьютер – школе» и «Компьютер – учителю».
Первое, что необходимо для реализации стратегии развития образования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - это создание инфраструктуры информатизации, которая включает в себя оснащение педагогов и общеобразовательные учреждения образования современным компьютерным оборудованием, обеспечение доступа педагогов к сети Интернет с рабочих мест педагогов на основе беспроводного доступа wi-fi с использованием современных линий связи - волоконно-оптические линии связи (ВОЛС).
В рамках республиканского проекта «Компьютер - учителю» в 2010 году в школы было поставлено 25800 ноутбуков для учителей, в 2011 году – 19600 ноутбуков. В общей сложности – 45240 ноутбуков.
Для обеспечения модернизации компьютерного парка образовательных учреждений республики в рамках республиканского проекта «Компьютер – школе» было поставлено: в 2010 году - 10700 стационарных компьютеров, в 2011 году – 6000, в общей сложности – 16700 компьютеров. Стоит отметить, что поставщиками техники в рамках этих проектов стали местные IT-компании.
Для обеспечения учителей, получивших ноутбуки, беспроводным доступом в Интернет из любого кабинета школы, было смонтировано почти
9000 точек доступа wi-fi на общую сумму более 277 млн. руб.
В декабре 2011 года завершается очередной этап подключения школ к сети ВОЛС. Необходимо отметить, что первоначальное решение было о подключении по ВОЛС школ, где количество учеников более 500. Решение было изменено. В настоящее время в республике подключают школы, где количество учеников 290 и более. В целом по республике, 424 школы будут иметь доступ к сети Интернет по ВОЛС.
В результате более 700 тысяч учителей, учащихся школ и их родителей получили возможность работать, учиться и общаться в едином информационном пространстве, созданном в рамках системы «Электронное образование в Республики Татарстан». В этой образовательной сети родители могут получать информацию о текущей успеваемости ученика из электронного дневника и электронного журнала успеваемости, которые ведут учителя. У всех участников системы «Электронное образование» есть возможность обмениваться электронными сообщениями в почтовой системе, созданной при поддержке компании Mail.ru, размещать свои достижения в разделе «Портфолио», пользоваться цифровыми образовательными ресурсами и оставлять к ним комментарии, узнавать новости школьной жизни республиканского и местного масштаба, участвовать в тематических виртуальных факультативах и конкурсах, проводимых в режиме он-лайн.
Сегодня уже можно с уверенностью говорить о том, что учителя прошли период адаптации и активно используют ноутбуки в своей работе. Об этом говорят еженедельные статистические отчеты, которые формируются для мониторинга использования ноутбуков учителями в информационной системе «Электронное образование» и на внешних ресурсах сети Интернет.
К сожалению, в некоторых школах отмечается низкая активность педагогов по работе в информационной системе. Например, из-за того, что в отдельных школах, подключенных к сети Интернет по технологии ADSL, нет возможности одновременно выходить в сеть из-за низкой пропускной способности канала связи. А в некоторых школах эффективно использовать все возможности современных информационных технологий не позволяет уровень компьютерной грамотности учителей.
Для решения этих проблем продолжается подключение школ по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС), проводится регулярное обучение учителей. Так, на сегодняшний день, 389 школ, где учителя получили ноутбуки, подключены к сети Интернет по ВОЛС. Оставшиеся 35 школ будут подключены по ВОЛС в конце 2011года.
Следуюший этап совершенствование инфраструктуры информатизации образования - это создание в 2011 году в республике 53 центров компетенции в области электронного образования на базе лучших школ. Целью создания таких центров является формирование и распространение передового опыта по использованию инфокоммуникационных технологий в деятельности учреждения общего образования. Для работы по новым образовательным стандартам и создания личного образовательного пространства каждого ученика в начальные классы школ РТ поставлено 211 мобильных классов и 460 интерактивных комплектов (доска + проектор). Также, в предметные кабинеты школы установлено 1450 интерактивных комплектов.
Во всех школах республики 50% предметных кабинетов до конца 2011 года будут оснащены проекционными комплектами (проектор + экран).
Непрерывное развитие информационной системы «Электронное образование в РТ» требует непрерывного обучения педагогов. В настоящее время создана система повышения квалификации педагогов республики по принципу: учитель – школьный тьютор – муниципальный тьютор - специалист ЦИТ РТ. Для самообразования педагогов в системе предусмотрен дистанционный курс по компьютерной грамотности и тестирование по IT-компетентности.
Обучение муниципальных тьюторов (кураторов, наставников учеников), представителей муниципальных информационно-методических центров (ИМЦ) и администрации образовательных учреждений по работе в информационной системе «Электронное образование» проводится на базе Центра информационных технологий Республики Татарстан.
Система развивается и сейчас можно говорить об электронных услугах для родителей - это «Подача заявлений в школу», «Виртуальная приемная», где родитель может оставить сообщение педагогам школы, электронные дневники и СМС – сообщения для получения информации об успеваемости и посещаемости учащихся. На сайте школы родители могут получить информацию по Учебным планам, образовательным программам и расписании занятий образовательного учреждения.
В рамках педагогической аттестации в 2011 году компьютерное тестирование, в соответствии с профессиональной направленностью, учителя проходили на платформе информационной системы со своих ноутбуков. Это первый шаг по переходу на электронную аттестацию работников образования.
Для удобства работы педагогов с электронным журналом создано приложение «Автономный модуль работы с электронным журналом».
Контент цифровых образовательных ресурсов по предметным областям расширяется. В системе размещены работы победителей республиканского конкурса «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности», подготовлен и размещен первый дистанционный курс для учащихся пятого класса по татарскому языку.
Электронное образование столь динамично, что, в 2012 году педагогам будут предоставлены новые сервисы. Педагогическая аттестация, подача заявлений в 1 класс будут проходить в электронном виде. Учителя и администрация школ получат доступ к электронному документообороту, который позволит проводить мониторинг образовательной деятельности и формировать, в соответствии с запросами, нужные формы отчетности.
Таким образом в республике создано и развивается открытое, доступное педагогам, ученикам, родителям информационное пространств, которое создает условия для перехода к новому качеству образования на основе последних достижений в области информационных и коммуникационных технологий.