Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

Главная тема номера

Информационно-методическая поддержка реализации электронного образования в городе Казани

Шаяхметова Роза Искандеровна, директор Городского методического центра Управления образования г.Казани, кандидат педагогических наук, доцент

Деятельность муниципальных методических служб за последние годы стала более сложной, разнообразной по своим задачам, содержанию, формам и методам реализации. Наряду с традиционной работой, которой занимается любой методический центр, муниципальные методические службы обеспечивают научно-методическое сопровождение педагогических инноваций, устанавливая тесные связи с вузами, научными учреждениями.

Создание внешних благоприятных условий для развития учреждений образования – одно из основных направлений поддержки, поскольку как показывают изучения, образовательные учреждения видят много препятствий и внешних неблагоприятных факторов, мешающих их инновационной деятельности.

Однако нужно иметь в виду, что поддержка, оказываемая методической службой, призвана, прежде всего, активизировать, а не подменять самостоятельную работу образовательных учреждений. В связи с этим важно верно определять объекты и объем поддержки. Ее содержание, формы и методы должны быть такими, чтобы не подавлять, а, наоборот, стимулировать активность самих образовательных учреждений.

Одной из ключевых линий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является разработка системы стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей. Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как владеющие психологическими знаниями и понимающие особенности развития детей, так и являющиеся профессионалами в других областях, способные помочь ребятам найти себя в жизни, стать самостоятельными. Внимательные к интересам учащихся, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

В методической службе города Казани имеется достаточный опыт работы с педагогическими кадрами, ведущими принципами которой являются дифференциация, непрерывность и адресность. Работа с педагогами по повышению их профессионализма отличается цикличностью, а это основа системности. Следовательно, её наличие приводит к позитивному результату, позволяющее перейти от традиционных форм работы к новым. Основным направлением поддержки, осуществляемойГородским методическим центром г.Казани является информационно-методическая.

Стержневымилиниями информационно-методической поддержки являются: сбор, обработка и анализ информации по различным насущным для развития системы образования вопросам;информирование о новых педагогических технологиях, результатах развития системы и учреждений.

Задача методической службы состоит в том, чтобы повысить качество информации, добиться, чтобы она была полной, своевременной, достоверной, надежной, существенной, обладала потенциалом для принятия компетентных решений. Содержанием данного вида поддержки, прежде всего, является организация непрерывного образования педагогических и управленческих кадров. Городской методический центр проводит анализ повышения кадрами своей квалификации, выявляет потребности кадров в профессиональном развитии, устанавливает контакты с учреждениями дополнительного профессионального образования города, направляет кадры на обучение и отслеживает его результаты на основании эффективности последующей практической деятельности обучавшихся. За счет создания организационных условий для повышения квалификации кадров (руководителей, учителей, классных руководителей, молодых специалистов) происходит непрерывное развитие кадрового потенциала. Таким образом, для постоянного повышения профессионализма педагогов по вопросам электронного образования нами проводятся обучающие семинары, семинары-практикумы, консультации, краткосрочные курсы повышения квалификации с участием ученых-практиков вузов гг. Москвы, Казани, а также обучающие мероприятия с ЦИТ КМ РТ.

Наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные технологии. Несомненно, информационные технологии – это область знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет нам не только поведать коллег о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, который каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом. Следовательно, можно сказать, что использование ИКТ сегодня позволяет повысить качество образования, эффективность урока, рационально организовать учебный процесс и т.д.

Школы Казани сегодня подключены к широкополосному доступу сети Интернет, в рамках республиканских проектов «Компьютер-учителю» и «Компьютер-школе» получены более 8000 персональных ноутбуков и около 3000 компьютеров, оснащенных необходимым программным обеспечением, приобретены мобильные и школьные кабинеты из бюджета Казани. Если в 2007 году только 36,6% учителей владели компьютерной грамотностью, то сейчас для всех - это норма сегодняшнего дня. Тогда это было непросто. Разумеется, мы поняли, что важнейшей задачей, без решения которой невозможно двигаться вперед, для нас является задача подготовки педагогических кадров, прежде всего, чтобы учитель-предметник владел компьютером и использовал его так же, как использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке. Нам удалось за счет средств города (3,7 млн.руб.) обучить всех учителей базовой компьютерной грамотности. Для массового обучения педагогов мы подготовили тьюторов, использовали потенциаллучших учителей, совместно с преподавателями вузовпроводили постоянно действующие семинары. И сегодня эта работа продолжается. На второй план выходит задача мотивировать учителей к использованию информационных технологий в повседневной практике.

Для этого определены базовые школы - центры компетенциипо электронному образованию, которые будут тиражировать лучший опыт использования ИКТ в школьном образовании. С помощью практического опыта этих центров планируется проводить мероприятия повышения профессионального мастерства педагогов. Мы сегодня с педагогическими коллективами города решаем следующую задачу - осваиваем новую информационную систему «Электронное образование в Республике Татарстан», участвуем в эксперименте введения электронных журналов и дневников. Понимая, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя и что надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках, многие из них создали сообщества по интересам, делятся опытом работы с коллегами.

Другим направлением информационной поддержки является консалтинг, который направлен на оказание научно-методической помощи педагогам в освоении инновационных процессов. Основным методом является интенсивная и целенаправленная коммуникация в сети Интернет. Развитие современных средств межличностных коммуникаций (блогов, твиттеров) привело к возникновению социальных сетей и сообществ. Однако существует риск некоторой стихийности и неуправляемости этим процессом. Учитывая большую значимость обозначенной проблемы, назрела необходимость в организации многофункциональной площадки с большим количеством разнообразных сервисов, объединённых единой концепцией. Такой площадкой в прошедшем учебном году стал Казанский образовательный портал (http://kazanobr.ru), главной целью которого является повышение информационной культуры педагогического сообщества города. Какие же задачи решает портал? Это, прежде всего, обмен опытом и расширение спектра профессиональных компетенций;формирование единой политики в сфере электронного образования города;совершенствование системы управления образованием на основе внедрения ИКТ; систематизация, обобщение и внедрение опыта применения электронного образования в учебно-воспитательном процессе.

На сегодняшний день зарегистрированных пользователей более 1500; визитов за месяц -более 24000. Каждый зарегистрированный пользовательимеет на портале личный блог для размещения информационных ресурсов, материалов, комментариев на события в своей профессиональной области.

Какие же образовательные ресурсы имеются на портале в помощь педагогам?

Прежде всего, это методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ, составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении, введению ФГОС нового поколения. Материалы и мастер-классы лучших учителей города, коллекция современных уроков, авторские семинары (видеозаписи семинаров ведущих педагогов России), публичные доклады руководителей образовательных учреждений города, издательские проекты, ссылки на Интернет-ресурсы и т.д.

Кроме того, на Казанском образовательном портале организовываются виртуальные методические объединения (ВМО), являющиеся альтернативной формой методических объединений. Цель ВМО-объединение педагогических работников города по общим профессиональным интересам. Это учителя дисциплины одной образовательной области или предметы в одной ступени обучения, классных руководителей, педагогов-психологов, руководителей образовательных учреждений. Для вступления в ВМО пользователю необходимо пройти процедуру регистрации на портале, после чего размещать свои записи и материалы, а также комментировать публикации других членов. Преимущества ВМО заключаются в следующем: диссеминация опыта работы на более широкий круг коллег – педагогов;удобный режим и ритм работы (каждый член выбирает для себя);включает неограниченное количество членов ВМО;экономия времени на поездках для очного участия в заседаниях МО;оперативность в получении методической помощи на интересующую профессиональную тему. ВМО осуществляет свою деятельность в дистанционной форме, может организовывать вебинары, форумы, интернет-опросы, интернет-тестирования, цикл дистанционных открытых уроков по заданной и определенной тематике и т.д. В каждом ВМО назначается модератор, чаще всего это - методист ГМЦ. Сегодня создано 40 таких ВМО, из которых самые активные: ВМО учителей начальных классов (335 чел.), педагогов дошкольного образования (252 чел.), учителей татарского языка и литературы (121 чел.), учителей русского языка и литературы (100 чел.).

Портал, зарегистрированный в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций как СМИ, имеет возможности привлечения большего числа пользователей, в перспективе издания электронного журнала «KAZANOBR.RU» ивыдачи сертификатов на опубликованные материалы в этом журнале и др.

Таким образом, информационно-методическая поддержка реализации электронного образования может оказываться различными видами ресурсов (информацией, рекомендациями, образовательными, консалтинговыми, тьюторскими услугами). Наконец поддержка может носить как чисто практический, так и интеллектуальный характер. Практическая поддержка состоит в том, что Городской методический центр сам участвует в решении задач образовательного учреждения или системы в целом, оказывает помощь какими-то видами ресурсов; в определенных видах консалтинга, когда методисты включаются в реальный процесс решения практических проблем педагога, учреждения. Средством осуществления интеллектуальной поддержки главным образом являются идеи, информация научного плана, которую затем субъект поддержки перерабатывает и использует самостоятельно. Интеллектуальная поддержка в большей степени оказывается при обучении кадров, в процессе консалтинга, тьюторского сопровождения. Результатами поддержки является в конечном итоге повышение эффективности деятельности педагогов и образовательных учреждений в целом по вопросам электронного образования.

Важно отметить, используемые Городским методическим центром формы информационно-методической поддержки образовательных учреждений и педагогов и процедуры их распределения при правильном применении создают в системе образования своеобразную мотивационную среду, побуждающую участников к активизации деятельностив области электронного образования.


  Сертификат:









Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011.
Городской методический центр Управления образования г.Казани.
Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152