Калянова Светлана Петровна, учитель географии высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка»
Вахитовского района г. Казани
Цель работы:
- улучшить качество преподавания предмета физическая география Республики Татарстан
- формировать навыки использования новых компьютерных технологий
- повышать творческую активность учащихся
- способствовать формированию естественнонаучного мышления учащихся
Задачи работы:
Образовательные:
- познакомить учащихся с главными чертами географического положения РТ, административно- территориальным делением, историей заселения и освоения территории нашего края, особенностями геологического строения и полезными ископаемыми РТ, с крупными и малыми формами рельефа Татарстана, внутренними водами РТ;
Развивающие:
- расширить знания о республике;
- продолжить формирование умения анализировать полученные данные;
- продолжить формирование навыков работы с географической картой, статистическим материалом, схемами;
Воспитательные:
- повысить интерес к изучению материала;
- воспитание патриотизма и гордости за свою республику;
- выявить самых эрудированных учащихся.
Компьютеризация школ является одним из главных направлений модернизации образования. В связи с этим мной разработано электронное пособие по предмету «География Республики Татарстан» для 8 класса к учебнику А.С.Тайсина.
В содержание работы входит 4 видеофрагмента по географии и истории заселения РТ, около 300 картинок растений, животных и всего, что нас окружает. Также на диске находятся 8 мультимедийные презентации согласно темам учебника.
В цикле разработанных уроков использован метод мультимедийной демонстрации. Уроки включают в себя карты, схемы, диаграммы, таблицы, видеофрагменты, фотографии, вопросы для повторения пройденного материала и закрепления нового материала, тесты. Аудиовизуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Наличие элементов тестирования в составе уроков позволяет оценить полученные учащимися в ходе занятия знания.
В создании каждого урока выдержан единый стиль оформления и цветовое решение. Соблюдены правила набора текста и анимации объектов в слайдах. Комплект уроков имеет ярко выраженный познавательный характер, может быть рекомендован для использования учителям с навыком работы на компьютере в качестве пользователя. Предложенное мной электронное пособие позволяет сделать компьютер помощником в работе учителя. Преимуществом данной работы является возможность создания учителем собственных разработок уроков, используя материал фонотеки, видеотеки, фотогалереи. Работа будет продолжена.
Создание законченного продукта и его внедрение в практику проходит на базе школы №18 Вахитовского района г. Казани.
При создании работы использовалась следующая литература:
1. Атлас Tartarica. Издательство Феория: Дизайн. Информация. Картография. - Казань- Москва - Санкт-Петербург, 2006.
2. Атлас Республики Татарстан. Производственное картосоставительское объединение «Картография». – М., 2005.
3. Тайсин А.С., География Республики Татарстан 8-9 классы: учебное пособие для средней общеобразовательной школы. – Казань, Издательство «Магариф», 2009.
4. География Татарстана: пробное учебное пособие под редакцией доктора географических наук Г.П.Бутакова, Казань, «Магариф», 1994.
5. Саубанова Л.И., Тайсин А.С., Тесты по физической географии России и географии Татарстана: учебное пособие для 8-9 классов. Казань, Издательство «Магариф», 2003.
6. Гайсин И.Т., Экономико-географическая характеристика городов Республики Татарстан: Учебное пособие. – Казань, Издательство ТГГПУ, 2006.
7. Гайсин И.Т., Саубанова Л.И. 34 урока по географии Татарстана: интегрированный подход. – Казань: ТГГПУ, 2006.
Информационная база:
1. Атлас Республики Татарстан. Информационное агентство «ЭКОинформ». Программная реализация и дизайн – ООО «Элина-компьютер».
2. Ресурсы сети Интернет.