Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Инновационные программы, проекты и методические разработки

Авторская программа по логоритмике «В гостях у сказки»

Автор: Салимгараева Гульсу Раминовна, учитель-логопед I кв.кат.
Соавтор: Ярусова Елена Александровна, ст. воспитатель высшей кв. кат.
МАДОУ «Детский сад №131 комбинированного вида»

Пояснительная записка

Ритмическая организация является основой жизни. Все окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму.

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Данное пособие представляет систему разнообразных видов детской деятельности по развитию чувства ритма у детей первой, второй младшей и средней группы детского сада. В основу занятий были взяты сказки В.Г. Сутеева.

В игровой форме, попадая в сказочную ситуацию, дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, учатся выкладывать орнаментальные узоры, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Эмоционально разряжаясь, дети становятся увереннее в себе.

Релаксационные упражнения в начале занятия помогают одним детям снять напряжение, другим возбуждение, третьим сконцентрировать свое внимание. В результате дети становятся более уравновешенными и спокойными, происходит расслабление мускулатуры, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Такое построение занятий позволяет развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей, добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повысить результативность в усвоении знаний.

Каждое занятие включает в себя:

• пальчиковые и подвижные игры,

• песни и стихи, сопровождаемые движениями,

• двигательные упражнения,

• элементарное музицирование на шумовых инструментах,

• дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.).

Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

При разработке Программы использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ) ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

В соответствии с СанПин, продолжительность их может быть от 10 до 25 минут.

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по предупреждению и коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.


  • Скачать материалы

  • Сертификаты:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152