Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Инновационные программы, проекты и методические разработки

Рабочая программа по курсу «История русского языка и его современность» на 2012 – 2013 учебный год

Штырлина Екатерина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Гимназия №93» Советского района г. Казани

Пояснительная записка

В последнее время происходят большие изменения в области образования: реформируется сама система обучения, выдвигаются новые требования к профессии учителя, модернизируются методики и тактики преподавания. Главной задачей современной школы становится «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года]. В Федеральных государственных образовательных стандартах отражены основные требования к выпускнику, сформулированные в русле ключевых компетенций, что связано с «ориентацией современной школы на формирование личности, обладающей широким культурным кругозором и владеющей необходимыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире». Новые требования, выдвигаемые в рамках Национальной Образовательной Инициативы «Наша новая школа», влекут за собой внедрение в учебный процесс инновационных методов, ориентированных не только на получение знаний, но и на формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Развитие современного общества диктует новые подходы в изучении обязательной дисциплины – русский язык, которая должна сочетать в себе традиции русской школы с инновационными разработками, в число которых входят специально разработанные курсы, позволяющие не только ознакомить учащихся с основами изучаемого предмета, но и обратить их внимание на существование в отечественном языкознании разных точек зрения на некоторые вопросы теории русского языка, выделить проблемы, вызывающие полемику в научном мире.

Программа курса «История русского языка и его современность» - новая модель современного школьного курса (102 часа в год) для учащихся старших профильных филологических классов, а также учащихся общеобразовательных классов, желающих углубленно изучать русский язык и подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету. Название курса «История языка и его современность» отражает основные черты изучаемого в рамках этой дисциплины учебного материала, который содержит все основные разделы современного русского языка: фонетику, орфоэпию, графику и орфографию, лексикологию и фразеологию, словообразование и морфемику, морфологию и синтаксис, пунктуацию.

В основе материала учебных занятий лежит синтез традиционных лингвистических учений, изложенных в трудах ученых-лингвистов: В.А. Белошапковой, А.А. Реформатского, Д.Н. Шмелева, Н.М. Шанского, Ю.С. Маслова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, М.Р. Львова и др., и относительно новых научных концепций, получивших распространение в последние годы как в области русского языка, так и в области теории текста и культурологии, что находит отражение в изменении формулировок некоторых теоретических положений и введении новых понятий.

Таким образом, предлагаемый курс направлен на языковое развитие школьников, формирование у них ценностной ориентации на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества.

Цели курса:

– систематизирование знаний по теории языка и русской языковой системе,

– познание русского языка в системе родственных индоевропейских языков, в закономерностях его диахронической перспективы,

– повышение общей культуры, уровня гуманитарной образованности, гуманитарного мышления,

– владение культурой общения и формулами речевого этикета в разных речевых ситуациях

– воспитание и обучение разносторонне развитой творческой личности с ценностным взглядом на русскую словесность и историю, высоким уровнем филологической компетенции.

Достижение поставленных целей предполагает решение ряда задач:

– формирование представлений о языке как знаковой системе,

– углубление и расширение основных знаний по теории и истории языка,

– освоение терминологического аппарата дисциплины,

– овладение общелитературными и стилистическими нормами, культурой

общения и формулами речевого этикета в разных речевых ситуациях,

– обучение грамотному в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении созданию текстов.

Основными методами и приемами работы над теоретическим и историческим материалом языка являются следующие:

- слово учителя и сообщение учащихся (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);

- метод сравнительно-исторического языкознания (использование этимологического, толкового, словообразовательного словарей);

- анализ языковых фактов, явлений, процессов в истории русского литературного языка;

- метод исторической реконструкции и исторического путешествия (работа с Интернет-ресурсами, иллюстрациями);

- эвристическая беседа по темам (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);

- исследовательский метод (работа над проблемной ситуацией, исследование научной проблемы);

- решение лингвистических задач, отражающих историю языка;

- написание изложений, сочинений, творческих работ.

Основными формами учебно-воспитательной работы, помогающими существенно обогатить содержание преподавания курса, являются:

- использование иллюстративного материала (древнерусские и церковнославянские шрифты, лингвистические карты, персоналии);

- участие в праздниках, посвященных Дню славянской письменности и культуры.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Учащийся, изучивший курс «История русского языка и его современность», должен

Знать:

- все виды языковых норм (правила построения словосочетаний и предложений, согласования сказуемого с подлежащим; правила употребления деепричастных оборотов; правила определения рода несклоняемых существительных; особенности склонения иностранных имен и фамилий; правила образования форм существительных; правила склонения имен числительных; правила употребления предлогов и т.д.);

- основные термины и понятия по курсу (языковая норма, синонимы антонимы, омонимы, паронимы, плеоназм, тавтология, фразеологизмы, парафразы, функциональные стили речи, изобразительно-выразительные средства языка и т.д.);

- правила речевого этикета.

Уметь:

- осмысленно применять правила орфографии и пунктуации с опорой на знание исторических процессов и закономерностей русского языка;

- обнаруживать этимологические связи слов русского языка между собой и лексики русского языка и лексики других языков индоевропейской семьи;

- грамотно выражать и оформлять свои мысли;

- строить грамматически правильные словосочетания и предложения;

- строить связные тексты на разные темы в различных коммуникативных ситуациях;

- находить речевые ошибки и редактировать тексты;

- использовать изобразительно-выразительные средства языка и украшать речь.

Владеть навыками:

- практического применения научных знаний;

- пользования учебной, словарной и справочной литературой;

- продуцирования связных монологических текстов;

- участия в диалогических ситуациях общения;

- конспектирования, аннотирования, рецензирования, реферирования;

- поиска материала при подготовке к выступлениям, написании научных работ;

- комплексного анализа текста и разных видов языкового анализа.

Объем и структура учебной дисциплины. Дисциплина изучается в течение трех семестров по схеме последовательного нарастания трудности и повышения самостоятельности учащихся и включает следующие основные разделы и темы: история русского литературного языка, диалектология, фонетика, орфоэпия, словообразование, орфография, пунктуация, морфология, лексикология, синтаксис. К каждому разделу языкознания дается подробный исторический комментарий, кроме того, существующие правила орфографии и пунктуации также объясняются с точки зрения исторических изменений языка. Историческая составляющая курса представит русский язык во всем многообразии связей и исторических тенденций, что облегчит понимание современного состояния русского языка.

Основными формами организации занятий являются лекции учителя и практические и творческие занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся.

Формами контроля являются:

Текущий контроль осуществляется в течение триместров в виде устных опросов на семинарах, практических занятиях. В середине триместра проводится промежуточная аттестация в форме письменной работы.

Итоговый контроль проводится в виде зачета, обязательным условием допуска к которому является выполнение заданий, предусмотренных планом практических занятий, и представление результатов выполнения домашних заданий.


  • Скачать материалы

  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152