Штырлина Екатерина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Гимназия №93» Советского района г. Казани
Пояснительная записка
В последнее время происходят большие изменения в области образования: реформируется сама система обучения, выдвигаются новые требования к профессии учителя, модернизируются методики и тактики преподавания. Главной задачей современной школы становится «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года]. В Федеральных государственных образовательных стандартах отражены основные требования к выпускнику, сформулированные в русле ключевых компетенций, что связано с «ориентацией современной школы на формирование личности, обладающей широким культурным кругозором и владеющей необходимыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире». Новые требования, выдвигаемые в рамках Национальной Образовательной Инициативы «Наша новая школа», влекут за собой внедрение в учебный процесс инновационных методов, ориентированных не только на получение знаний, но и на формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Развитие современного общества диктует новые подходы в изучении обязательной дисциплины – русский язык, которая должна сочетать в себе традиции русской школы с инновационными разработками, в число которых входят специально разработанные курсы, позволяющие не только ознакомить учащихся с основами изучаемого предмета, но и обратить их внимание на существование в отечественном языкознании разных точек зрения на некоторые вопросы теории русского языка, выделить проблемы, вызывающие полемику в научном мире.
Программа курса «История русского языка и его современность» - новая модель современного школьного курса (102 часа в год) для учащихся старших профильных филологических классов, а также учащихся общеобразовательных классов, желающих углубленно изучать русский язык и подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету. Название курса «История языка и его современность» отражает основные черты изучаемого в рамках этой дисциплины учебного материала, который содержит все основные разделы современного русского языка: фонетику, орфоэпию, графику и орфографию, лексикологию и фразеологию, словообразование и морфемику, морфологию и синтаксис, пунктуацию.
В основе материала учебных занятий лежит синтез традиционных лингвистических учений, изложенных в трудах ученых-лингвистов: В.А. Белошапковой, А.А. Реформатского, Д.Н. Шмелева, Н.М. Шанского, Ю.С. Маслова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, М.Р. Львова и др., и относительно новых научных концепций, получивших распространение в последние годы как в области русского языка, так и в области теории текста и культурологии, что находит отражение в изменении формулировок некоторых теоретических положений и введении новых понятий.
Таким образом, предлагаемый курс направлен на языковое развитие школьников, формирование у них ценностной ориентации на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества.
Цели курса:
– систематизирование знаний по теории языка и русской языковой системе,
– познание русского языка в системе родственных индоевропейских языков, в закономерностях его диахронической перспективы,
– повышение общей культуры, уровня гуманитарной образованности, гуманитарного мышления,
– владение культурой общения и формулами речевого этикета в разных речевых ситуациях
– воспитание и обучение разносторонне развитой творческой личности с ценностным взглядом на русскую словесность и историю, высоким уровнем филологической компетенции.
Достижение поставленных целей предполагает решение ряда задач:
– формирование представлений о языке как знаковой системе,
– углубление и расширение основных знаний по теории и истории языка,
– освоение терминологического аппарата дисциплины,
– овладение общелитературными и стилистическими нормами, культурой
общения и формулами речевого этикета в разных речевых ситуациях,
– обучение грамотному в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении созданию текстов.
Основными методами и приемами работы над теоретическим и историческим материалом языка являются следующие:
- слово учителя и сообщение учащихся (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);
- метод сравнительно-исторического языкознания (использование этимологического, толкового, словообразовательного словарей);
- анализ языковых фактов, явлений, процессов в истории русского литературного языка;
- метод исторической реконструкции и исторического путешествия (работа с Интернет-ресурсами, иллюстрациями);
- эвристическая беседа по темам (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);
- исследовательский метод (работа над проблемной ситуацией, исследование научной проблемы);
- решение лингвистических задач, отражающих историю языка;
- написание изложений, сочинений, творческих работ.
Основными формами учебно-воспитательной работы, помогающими существенно обогатить содержание преподавания курса, являются:
- использование иллюстративного материала (древнерусские и церковнославянские шрифты, лингвистические карты, персоналии);
- участие в праздниках, посвященных Дню славянской письменности и культуры.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Учащийся, изучивший курс «История русского языка и его современность», должен
Знать:
- все виды языковых норм (правила построения словосочетаний и предложений, согласования сказуемого с подлежащим; правила употребления деепричастных оборотов; правила определения рода несклоняемых существительных; особенности склонения иностранных имен и фамилий; правила образования форм существительных; правила склонения имен числительных; правила употребления предлогов и т.д.);
- основные термины и понятия по курсу (языковая норма, синонимы антонимы, омонимы, паронимы, плеоназм, тавтология, фразеологизмы, парафразы, функциональные стили речи, изобразительно-выразительные средства языка и т.д.);
- правила речевого этикета.
Уметь:
- осмысленно применять правила орфографии и пунктуации с опорой на знание исторических процессов и закономерностей русского языка;
- обнаруживать этимологические связи слов русского языка между собой и лексики русского языка и лексики других языков индоевропейской семьи;
- грамотно выражать и оформлять свои мысли;
- строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
- строить связные тексты на разные темы в различных коммуникативных ситуациях;
- находить речевые ошибки и редактировать тексты;
- использовать изобразительно-выразительные средства языка и украшать речь.
Владеть навыками:
- практического применения научных знаний;
- пользования учебной, словарной и справочной литературой;
- продуцирования связных монологических текстов;
- участия в диалогических ситуациях общения;
- конспектирования, аннотирования, рецензирования, реферирования;
- поиска материала при подготовке к выступлениям, написании научных работ;
- комплексного анализа текста и разных видов языкового анализа.
Объем и структура учебной дисциплины. Дисциплина изучается в течение трех семестров по схеме последовательного нарастания трудности и повышения самостоятельности учащихся и включает следующие основные разделы и темы: история русского литературного языка, диалектология, фонетика, орфоэпия, словообразование, орфография, пунктуация, морфология, лексикология, синтаксис. К каждому разделу языкознания дается подробный исторический комментарий, кроме того, существующие правила орфографии и пунктуации также объясняются с точки зрения исторических изменений языка. Историческая составляющая курса представит русский язык во всем многообразии связей и исторических тенденций, что облегчит понимание современного состояния русского языка.
Основными формами организации занятий являются лекции учителя и практические и творческие занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся.
Формами контроля являются:
Текущий контроль осуществляется в течение триместров в виде устных опросов на семинарах, практических занятиях. В середине триместра проводится промежуточная аттестация в форме письменной работы.
Итоговый контроль проводится в виде зачета, обязательным условием допуска к которому является выполнение заданий, предусмотренных планом практических занятий, и представление результатов выполнения домашних заданий.