Харитонова Элина Салимовна,
советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими
общественными объединениями,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей №146 «Ресурс»
Ново-Савиновского района г.Казани
Современное общество нуждается в Новой Философии воспитания. В воспитании, основанном на практическом патриотизме, ответственности за свою страну и активной гражданской позиции.
Патриотизм – это глубокое чувство любви и привязанности к Родине, стремление познавать историю и культуры своей страны, чувство гордости за свое Отечество, желание внести вклад в его процветание.
Все более значимую роль в патриотическом воспитании детей и молодежи играет советник директора по воспитанию. Я считаю, советник по воспитанию должен владеть разнообразными и эффективными инструментами воспитания, быть увлеченным воспитателем и патриотически осознанным гражданином своей страны.
Среди многочисленных традиционных и современных методов создание боевого листка остается одним из широко используемых и эффективно действующих. А проект «Книга Памяти» - собрание боевых листков – позволит охватить детей всего образовательного учреждения в едином коллективно-творческом деле!
Цель: воспитание любви и гордости к Отчизне, малой Родине через выпуск боевого листка.
1. Познакомить с великим татарским военным корреспондентом-поэтом, Героем Советского Союза Муса Джалилем.
2. Познакомить с требованиями к оформлению боевого листка.
3. Развивать навыки поиска информации.
Оборудование: иллюстрации: портрет М. Джалиля, отрывки из биографии, подвига, стихотворений; презентация; лист А3
Ход
I. Орг. момент.
- Добрый день, уважаемые участники!
- Сегодня мы будем работать в группе. Помните принцип работы в группе – взаимоуважение.
II. Вступление. Объявление темы.
- Сегодня Новая Философия воспитания особое место уделяет военно-патриотическому воспитанию детей. Ежедневно мы помогаем солдатам спец операции. Проводим акции, отправляем благотворительную помощь, пишем письма. Тем самым мы поддерживаем наших солдат, наших защитников в непростое время.
2025 год объявлен Годом Защитника Отечества в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы помним! Мы гордимся ими!
- Сегодня я предлагаю создать боевой листок.
III. Подготовительная работа
-Что это такое? (Это плакат на военно-патриотическую тему. Главная цель листка – информативная и агитационная) (Слайд 1)
-Что это значит? (Это значит, что листок мотивирует и информирует, сообщает о каком-то событии, подвиге, человеке).
- Первые боевые листки начали использовать у озера Хасан в 1938 году, где прошла серия столкновений Японской императорской и Красной армии, широкое распространение получили в годы Великой Отечественной войны.
- Посмотрите, какие они были. (Слайд 2)
- Из чего состоит боевой листок?
- Верно, из названия –оформление шапки, фотографий или иллюстраций, информации и фразы-призыва!
- К оформлению боевого листка есть свои требования.
- Сегодня распространено обращаться к Искусственному Интеллекту. Для рациональности я заранее вбила в Гига чат от сбера (Слайд 3)
- ТРЕБОВАНИЯ
1. Заголовок с ярким шрифтом.
2. Иллюстрации ? листа.
3. Могут быть использованы любые цвета в любом количестве
4. Все заметки пишутся печатным шрифтом или распечатаны на принтере.
5. Внизу пишется призыв – мотивационная фраза.
6. В правом нижнем углу указать фамилии, работавших над боевым листком.
7. Не перегружать боевой листок большим количеством информации и иллюстраций.
- Несмотря на то, что ИИ нам помогает, нужно обязательно внимательно относиться к информации.
-Что добавили бы вы?
-Я бы еще добавила Аккуратность выполнения и патриотический стиль информации.
IV. Практическая работа
- Предлагаю посвятить боевой листок Герою Советского Союза, татарскому поэту, журналисту, военному корреспонденту Мусе Джалилю. Именно он в годы Великой Отечественной войны поднимал дух солдатам и жителям тыла. 15 февраля ему исполнится 119 лет. Следующий год – юбилейный. (Слайд 4)
- Возьмите свои телефоны, наведите на куаркод. Здесь мы будем искать нужную для нас информацию.
- Для экономии времени сегодня для вас продублировала. Листы с информацией на столе.
- Итак, у нас есть фотографии, информация. Выберите то, что будете использовать. На это у вас 2 минуты.
- Предлагаю выбрать кем он был, его подвиг в плену. И, конечно, же его знаменитая «Моабитская тетрадь» - цикл стихотворений в тюрьме смерти Моабит.(Слайд 5)
- Приступим к оформлению. Придумайте название или выберите из предложенных. (Слайд 6 – либо требования, либо портрет М. Джалиля)
- Распределите информацию. Приклейте на ватман.
-Боевой листок почти готов. Осталась мотивационная, побуждающая фраза.
-Ваши предложения, коллеги. Запишите маркером в нижнем правом углу.
- А вот отрывок-побуждение нас от Мусы Джалиля.
Из стихотворения «Варварство» (видео-отрывок или прочтение) (Слайд 7 – портрет)
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей!
Если аудитория затрудняется, то:
- Предлагаю мотивационную фразу – первые две строчки стихотворения
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
V. Итог
- Наш боевой листок готов.
- Помните Защитников нашего Отечества, их великие подвиги!
- Коллеги, уверена, что каждый из вас считает важным создание боевого листка, ведь это воспитывает в наших детях любовь к Отчизне, малой Родине, знании ее истории.
VI. Рефлексия
- На ваших столах звездочки разного цвета. Заклейте ту, которая будет отражать вашу реакцию-оценку на мастер-класс. (Слайд 8: красная звездочка – Понравилось! Спасибо!; оранжевая – хорошо, есть, над чем поработать; желтая – удовлетворительно)