Козлова Т.В.,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Авиастроительного района г.Казани
В настоящее время у наших детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне и вкладе жителей Республики Татарстан и всей страны в Победу. В современном мире участились факты фальсификации и попытки переписать историю.
Для решения данной проблемы «Центром внешкольной работы» был создан проект (ежегодный), осуществивший сотрудничество отделов декоративно-прикладного и технического творчества. Его результатами стали:
- создание выставки военной техники,
- воссоздание заводских цехов предприятий Татарстана,
- изготовление макета карты нашей Республики с помощью современных технологий,
- воссоздание открыток художников времен Великой Отечественной войны в объемном и увеличенном формате.
Актуальность
Память формирует человека, а историческая память формирует общество, его ценностные ориентиры и основы идентичности.
Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Поэтому так важно в настоящее время не забывать героизм и подвиги наших соотечественников в период Великой Отечественной войны как на полях сражения, так и в тылу.
Цель
Расширение знаний школьников о событиях Великой Отечественной войны и пробуждения интереса у детей к изучению истории страны через создание выставочной экспозиции, посвященной событиям и вкладу «каждого» в Победу.
Задачи:
- изучить героическое прошлое России и Республики Татарстан;
- сохранить и развивать чувство гордости за свою Родину;
- развивать творческие интеллектуальные способности, коммуникативную культуру обучающихся, умение работать в коллективе;
- организовать выставочную экспозицию, посвященную вкладу Республики Татарстан в победу в Великой отечественной войне;
- формировать внимание, уважение, почтение к ветеранам и героям Отечества;
- вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность;
- привлекать учащихся школ района в объединения ЦВР художественной и технической направленностей
Содержание и механизм реализации проекта
Этапы реализации проекта.
1 этап. Предварительный
- мониторинговые исследования для подтверждения актуальности проекта и определение целевой аудитории;
- разработка основной концепции экспозиции;
- распределение зон ответственности.
Прежде чем начать работу над проектом и в ходе работы над ним педагогами и обучающимися ведется активная исследовательская работа. Изучаются карты, фотографии, учебники, литературные произведения, очерки очевидцев, их родственников.
2 этап. Практический
- создание экспозиции;
- разработка экскурсии и раздаточного материала;
- презентация выставки
На этом этапе отделы приступают к творческой реализации проекта. Силами декоративно-прикладного отдела ведется работа по созданию объемных картин, портретов, открыток, приданию проекту эстетичного вида, изготовлению таких деталей, как растительность, реки, озера, станки, изготовлению одежды и других макетов. В то же время объединениями отдела технического творчества изготавливается необходимая для экспозиции техника: автомобили, суда, танки, самолеты, движущиеся механизмы. Разрабатывается световое и звуковое сопровождение проекта.
3 этап. Аналитический
- Анализ полученных результатов
- Обобщение и распространение опыта
- Формирование следующей ступени – взаимодействие с авиационным заводом имени С. П. Горбунова, филиал ПАО Туполев в рамках сетевой образовательной программы
На каждой ступени обучающиеся знакомятся с новыми видами декоративно-прикладного и технического творчества, учатся понимать, как из малых элементов можно создать большую цельную композицию.
Совместная работа объединений приводит к плодотворному сотрудничеству и между педагогами отделов, помогает создавать благоприятный психологический климат.
Сотрудничество отделов в «Центре внешкольной работы» является эффективным инструментом для достижения общей цели, развития личностных и профессиональных навыков учащихся, их функциональной грамотности. Оно способствует глубокому пониманию информации, развитию критического мышления и созданию инклюзивной образовательной среды, где каждый учащийся чувствует себя ценным и принимаемым.
Помимо этого, содержание нашего проекта позволяет решать задачи патриотического воспитания. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны воспитывают у учащихся патриотизм, нравственность и гордость за соотечественников.
Школьный возраст – это наиболее подходящее время для воспитания интереса к истории своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого обучающегося в насыщенную интересную деятельность коллектива, предоставить возможность занять активную позицию в организации групповой работы над проектом. Такая организация проектной работы – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, и в конечном итоге – патриотизма.
Целевая аудитория проекта: учащиеся в возрасте 8-17 лет МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Авиастроительного района и общеобразовательных организаций Авиастроительного района
Методическое обеспечение проекта:
- компьютерные программы,
- видеоматериалы,
- карты,
- демонстрационные материалы,
- учебники;
- литературные и музыкальные произведения.
Полученные результаты:
- изучение истории героического прошлого России;
- создание выставочной экспозиции, посвященной событиям и вкладу людей в Победу;
- формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам и героям Отечества;
- развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативной культуры обучающихся, умения работать в коллективе;
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;
- привлечение учащихся школ района в объединения ЦВР художественной и технической направленностей.
Литература:
1. В труде - как в бою: очерки о ветеранах войны / [сост. И.А. Толстой]. Казань. Татар. кн. изд-во. 1985
2. Вклад трудящихся Поволжья в победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. музей Толстого в Казани: межвузов. сб. / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР; Куйбышев. Гос. ун-т; [ред. кол.: И.М. Ионенко и др.]. Куйбышев.1983
3. Татарстан: все для фронта, все для Победы! 1941–1945 / авт.-сост.: А.Ш. Кабирова, отв. ред.: Г.З. Габдрахманова. – Казань: Дизайн-центр А1, 2019
4. https://kitaphane.tatarstan.ru/tat_vov.htm
5. www.culture.ru/materials/258137/12-legendarnykh-voennykh-snimkov