Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста о Великой Отечественной Войне в ходе учебного занятия

Ахметова Ольга Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДТ пос.Дербышки»
Советского района


Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Задача педагога пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость к окружающему миру и помочь осознать ребенку свое место в нем.

Формирование у детей первоначальных представлений об исторических событиях, победах России в прошлом и настоящем, воспитание гордости за свою страну, ее народ, культуру, традиции - является началом активной социальной позиции дошкольника, как участника общественной жизни.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в «Дошкольной академии» осуществляется на занятиях по предшкольной подготовке и мероприятиях воспитательного характера.

На занятии «9 мая – День Победы» включены обучающие игры и задания, нацеленные на расширение знаний детей о событиях Великой Отечественной войны.

Цель занятия: воспитание патриотизма и гражданственности на основе знаний о событиях ВОВ.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны

1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;

- дать детям понятие о значимости Дня Победы;

Развивающие:

- развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;

- развивать у детей способность сопереживать другим людям;

- развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;

- обогатить словарь детей.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традициям, преемственности поколений;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине;

- воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.

Ход занятия.

Организационный этап.

Игра «Здравствуй!»

Дети встают в круг, выполняют движения в соответствии с содержанием текста и инструкцией педагога.

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (круг руками)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачивание руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок! (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день! (встали)

Нам здороваться не лень!

- Как, по-вашему, в какой период истории нашей страны это произошло? (Великая Отечественная война)

Формулировка темы.

Слайд 1.

Педагог:

- Какому празднику посвящена эта открытка (изображение цифры 9, ордена Победы, красных гвоздик)? (ответы детей)

- Какого числа мы празднуем «День Победы»?

- О чем сегодня мы будем говорить?

(Великая Отечественная Война, число и цифра 9).

Актуализация знаний.

Педагог:

- Наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Война продолжалась долгие четыре года, погибли миллионы людей. Не было ни одной семьи в нашей стране, которая бы не пострадала от войны. Отечественной войну назвали потому, что весь советский народ встал на защиту своего Отечества. Великая война - крупнейшая в истории человечества. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией.

Слайд 2.

5 красных гвоздик с датами: 1942, 1944, 1941, 1945, 1943

Педагог:

- Символом Победы стала красная гвоздика. Красный цвет ассоциируется с кровью, пролитой во время войны. Выносливость и устойчивость к неблагоприятным условиям гвоздики символизирует стойкость советских солдат и граждан в тяжёлые времена войны, надежду на пути к Победе.

- Помогите мне правильно расставить годы Великой Отечественной Войны, ориентируясь на последние цифры.

- Кто сможет назвать полностью год начала ВОВ, когда фашистская Германия без предупреждения напала на нашу страну?

- Назовите год окончания ВОВ. Россия одержала Великую Победу!

Основная часть занятия.

- Отгадайте загадку.

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой,

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост… (Солдат)

Слайд 3.

Изображение девяти игрушечных солдатиков в форме и с оружием времен ВОВ. Солдаты стоят в 2 ряда (верхний, нижний)

Работа с математическим веером.

Педагог:

- Сосчитайте и просигнальте веером - сколько на картинке фигур солдатов?

- Если наверху 5 солдат, то внизу…

- Где находится фигурка командира? (в левом верхнем углу)

- Какой по счету слева и справа солдат со знаменем?

Педагог:

- Бои шли на земле, на воде и под водой, в воздухе. Наденем солдатские пилотки и станем маленьким боевым отрядом.

Игра «Военные профессии»

Дети стоят в кругу, спиной к центру круга. Педагог пытается запутать детей, говорит быстро, меняя слова местами:

- моряки (дети – руки на плечи друг другу, качаются как волны)

- летчики (поворот вокруг себя, руки чуть подняты – крылья)

- танкисты (садятся на корточки вытягивают руки с сомкнутыми ладонями вперёд – танк)

Графический диктант «Танк»

Решение задач. Работа с математическим веером.

Педагог:

- Просигнальте ответ.

1. Было 9 вражеских танков. Наша доблестная авиация подбила 5 танков. Сколько танков у врага осталось?

2. Экипаж танка составляют 3 человека. Сколько танкистов в трех танках?

3. Наши разведчики захватили в плен 1 немецкого генерала и 9 солдат охраны. Сколько всего немцев попало в плен?

Игра «Переход через минное поле»

Педагог:

- Наш отряд попал на минное поле. Очень важно идти друг за другом, не отступая в сторону ни на шаг, замрите и выполняйте указания внимательно: 3 шага вперед, 1 шаг влево, 4 шага вперед и 2 шага вправо. Молодцы! С заданием вы справились, и все остались целы.

Слайд 4. Решение примеров. Работа с математическим веером

Педагог:

- Решите первый пример на облаке около самолета. Просигнальте ответ веером. Назовите букву около облака (выставить магнитную букву на доску)

- «Перелетаем» к облаку, пример на котором начинается с цифры ответа первого. Собираем буквы под облаками.

Педагог:

- Молодцы! Победа — это важное слово для всех. Долгий, трудный путь вёл к Победе. На защиту нашей Родины встал весь народ. Дети тоже как могли, приближали Победу: трудились в тылу и наравне с взрослыми боролись с врагом, вступали в партизанские отряды, ходили в разведку, подрывали на железной дороге вражеские поезда, груженные пушками, танками. Многие из них награждены орденами и медалями, некоторым присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 5.

Фотография памятника Герою Советского Союза Николая Липатова в поселке Дербышки (город Казань)

Педагог:

- В нашем поселке Дербышки одну из улиц назвали в честь Героя Советского Союза Николая Липатова. На этой же улице поставили памятник Герою. Перед войной Николай Липатов жил и работал в нашем поселке. Отсюда же он отправился на фронт.

Николай Липатов собственным телом прикрыл вражескую огневую точку. За этот подвиг посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Вечная память всем людям, принесшим победу!

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Педагог:

- Расскажите, что вы узнали сегодня? (ответы детей)

- Закройте глаза, давайте послушаем тишину. Что вы слышите? В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Это – мирная тишина. А сейчас откройте глаза.

- Задание для вас: узнать у родителей о Героях вашей семьи. Буду ждать ваших интересных рассказов о них.

Ребята, когда вы станете взрослыми, вы сможете передать уже вашим детям традицию: 9 Мая - радоваться Дню Победы и скорбеть по павшим героям в Великой Отечественной войне.

И всегда помнить и гордиться тем, что это наша Победа! Ведь только русский солдат сумел остановить гитлеровских фашистов, сумел прогнать врагов с нашей земли и освободить другие страны.

Список использованных источников.

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?

https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2025/02/05/kak-rasskazat-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne

Картотека утренних приветствий

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/13/kartoteka-utrennih-privetstviy

Интегрированное занятие для подготовительной к школе группы "По военным дорогам к Великой Победе"

https://urok.1sept.ru/articles/687784


  СИМВОЛЫ - 2025



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2025


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика