Губайдуллина Т.А.,
Миндубаева В.В.,
Сахабутдинова О.Г.,
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №99»
Ново-Савиновского района г.Казани
Цель экскурсии: познакомить детей с историей парка Победы, рассказать о его значении в жизни города и страны, а также привить любовь к природе и культуре.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить детей с историей создания парка, рассказать о значении Великой Отечественной войны и вкладе казанцев в победу.
2. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, уважение к памяти ветеранов и любовь к своему городу.
3. Развивающая: развивать наблюдательность, умение анализировать и обобщать увиденное, развивать интерес к истории и экологии.
Ход экскурсии
Вступление
Педагог обращается к детям: Ребята, сегодня мы поговорим о важном празднике, который отмечает вся наша страна — это День Победы. Этот праздник отмечается 9 мая, и он посвящён памяти защитникам нашей Родину в тяжёлые времена. Для того, чтобы вы наглядно увидели и более подробно познакомились с историей своей страны, мы вам предлагаем отправиться на экскурсию.
Начало экскурсии:
- Дорогие ребята! Сейчас мы находимся в парке, который является особенным местом в нашем городе.
- Кто из вас знает, как называется этот парк? (Ответы детей. «Парк Победы»)
Правильно, молодцы.
- Ребята, а что делают люди в парке? (Ответы детей. «Играют, гуляют, отдыхают, катаются на велосипедах, на самокатах и т.д.»)
- Вы правы: парк — это особое место, где люди любят проводить время на свежем воздухе, играть, гулять и отдыхать. Но знаете ли вы, что парк Победы — это ещё и место, где мы вспоминаем о важных событиях в истории нашей страны?
Здесь, в парке, установлены памятники и монументы, которые напоминают нам о тех, кто защищал нашу Родину в тяжёлые времена. Люди приходят сюда, чтобы почтить память героев, которые сражались за нашу свободу и мирное небо над головой. Парк помогает нам помнить о том, как важна эта победа для всех нас. Так что, когда вы гуляете по парку, наслаждаетесь природой и играете, помните, что это место создано не только для отдыха, но и для того, чтобы мы никогда не забывали о прошлом и ценили настоящее.
Сегодня мы с вами пройдём по аллеям парка, узнаем о его достопримечательностях и, конечно, отдохнём на свежем воздухе.
Первая остановка: Вход в парк
Педагог обращается к детям: - Ребята, послушайте внимательно, и я расскажу вам интересную историю о том, как появился парк Победы.
Много лет назад, когда закончилась Великая Отечественная война, люди захотели создать место, где можно было бы отдыхать и одновременно помнить о тех, кто защищал нашу страну. Ведь война была очень тяжёлой, и многие герои отдали свои жизни за нашу свободу.
И вот, спустя 30 лет после окончания войны, в 1975 году, в нашем городе открыли парк Победы. Этот парк был сделан специально, чтобы отметить победу и отдать дань уважения всем тем, кто участвовал в войне.
Когда вы входите в парк, что вы сразу замечаете? (Ответы детей. «Широкие аллеи, по которым так приятно гулять»).
Эти аллеи — как дороги памяти, ведущие к разным уголкам парка. По обе стороны аллей растут деревья и цветы, создавая уют и красоту.
Но самое главное в парке — это памятники. Здесь установлены монументы, которые напоминают нам о великих подвигах наших предков. Один из таких памятников — Вечный огонь. Это, ребята, наша следующая остановка.
Вторая остановка: Монумент "Вечный огонь"
Педагог обращается к детям: - Он горит днем и ночью. А что символизирует вечный огонь? (Ответ детей. Он символизирует вечную память о тех, кто не вернулся с войны.)
- А вы знаете правила поведения у вечного огня? (Ответ детей.)
Правила поведения у Вечного огня.
- нельзя вести себя вызывающе, играть, громко спорить о чем-либо;
- нельзя бегать;
- надо молча постоять у огня;
- можно возложить цветы не только в День Победы, но и в любой день.
Дети читают стихотворение Валентины Коростылевой.
Мальчик:
Усталое сердце неровно стучит.
Волнуясь, старик возложил на гранит
Еловую ветку, букетик цветов
Четыре гвоздики. Сдержаться не смог,
Нежданные слёзы! Отчизны сыны
Весь Мир защитили от страшной войны.
Девочка:
-Глубоко скорбя, не забуду о них
О верных друзьях боевых, молодых.
Российских героев, отважных солдат,
Достойно сражаясь, не ждали наград.
А сердце больное рыдает от ран,
- Всем низкий поклон - прошептал ветеран.
Далее идет процесс возложения цветов у вечного огня в память ветеранам ВОВ.
Педагог предлагает почтить память солдатам, павшим в годы ВОВ минутой молчания.
Педагог обращается к детям: - Возле центрального входа установлен Вечный огонь и пантеон с множеством памятных мраморных табличек, посвящённых погибшим в войне казанцам. Я предлагает вам поиграть в интерактивную игру: «Найти героя». Педагог показывает портрет героя с ФИО, а дети должны найти этого героя на мраморных табличках. (Выбираются знакомые детям герои ВОВ)
Третья остановка: Музей Военной техники
Педагог обращается к детям: - Центральная часть представляет собой большой музей под открытым небом, где демонстрируется военная техника: танки, самолеты, знаменитая Катюша, в том числе и пикирующие бомбардировщики, изготовленные на заводах Казани в военное время.
- Ребята, какие виды техники вы знаете? (Дети перечисляют.)
Педагог обращается к детям: -А это знаменитая боевая машина «Катюша». «Катюша»— это название, которое дали советским реактивным миномётам во время Великой Отечественной войны. Эти боевые машины были разработаны в СССР и впервые использованы в бою в 1941 году.
- Почему их назвали «Катюшами»? как вы думаете? (Слушаем ответы детей)
- Название «Катюша» произошло от буквы «К», которая стояла на машинах, обозначая завод-изготовитель. Но солдаты также связывали это имя с популярной песней «Катюша». Так, эти грозные машины стали ассоциироваться с нежностью и надеждой, которые были в песне. (Катюша — это песня, ставшая символом Великой Отечественной войны. Она была написана в 1938 году композитором Матвеем Блантером на слова Михаила Исаковского.)
Далее педагог предлагает детям исполнить песню «Катюша»
Четвертая остановка: Детская площадка
Педагог предлагает провести блиц-игру «Знатоки ВОВ»
1. Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
Новый год, праздник мира и труда, День Победы, День защитника Отечества.
2. Существуют давно сложившиеся традиции проведения этого праздника. Куда идут люди в этот день?
На парад, на дачу, на уборку территории, в детский сад.
3. В этот весенний день принято поздравлять ветеранов и благодарить их за Великую Победу. Что принято дарить на День Победы нашим ветеранам?
Деньги, цветы, строительные материалы, посуду.
4. Цветы и улыбки, слезы и радость на лицах ветеранов. А что можно увидеть на груди у победителей в праздничный день?
Шары, медали, цветы, ордена.
5. Праздничные мероприятия продолжаются до самого вечера. Что можно увидеть в ночном небе в этот день?
Самолёты, облака, салют, звезды.
6. После победы над врагом состоялся Парад Победы, на котором воины-победители бросали на землю знамёна поверженных врагов. В каком городе он проходил?
В Берлине, в Ленинграде, в Москве, в Рязани.
7. Какая страна в далёком 1941 году напал на нашу страну?
Америка, Франция, Англия, Германия.
8. В какое время года началась Великая отечественная война?
Зимой, весной, летом, осенью.
9. Сколько лет длилась Великая Отечественная война?
1 год, 4 года, 10 лет, 20 лет.
10. В День Победы на улицах, в домах, парках и площадях часто звучат песни о войне. Какие песни можно услышать в этот день?
- «В лесу родилась ёлочка»
- «Землянка»
- «Катюша»
- «День Победы»
Заключение
Педагог обращается к детям: Вот и мы побывали с вами в парке Победы. Ребята скажите, а вам понравилась наша экскурсия? А что вас заинтересовало? (Дети делятся своими впечатлениями)
Педагог благодарит детей за внимание и активное участие. Вручает небольшие сувениры (например, значков или открыток с видами парка).