У войны не женское лицо

Шарафеева Л.Р.
заведующая библиотекой
МБОУ «Гимназия №184 им.М.И.Махмутова»
Советского района г.Казани


В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной Войне по всей территории нашей Родины проходят различные мероприятия в целях патриотического воспитания молодежи. Это не только выставки в музеях или военный концерт и салют в конце дня 9 мая.

Это огромная работа многих людей и организаций в течении продолжительного времени. В школах патриотическое воспитание начинается с 1 класса. То есть патриотическое воспитание это: торжественные линейки, исполнение гимна, классные часы, личные беседы с приведением конкретных примеров.

В своей работе заведующей библиотекой я использую много вариантов для патриотического воспитания. Это тематические выставки художественных книг на тему войны, это звучание военных песен в библиотеке, показ художественных и документальных фильмов и многое другое.

Развивая эту тему, я пишу сценарии мероприятий ко дню Победы по произведениям художественной литературы. И по этим сценариям в школе проходят мероприятия. Первый сценарий был написан по повести «А зори здесь тихие…» Б.Васильева. В постановке этого произведения приняли участие учителя в роле актеров.

В подготовке к 80-летию Победы был написан сценарий по книгам Ш.Ракипова «О чем грустят кипарисы» и С.Алексеевич «У войны не женское лицо», где показана роль и судьбы женщин на войне.

Целью написания сценария мероприятия стали:

- Воспитание уважения к защитникам Родины

- Расширение знаний о войне

- Пробуждение интереса к истории страны

Война и женщина – слова несовместимы,

Но жизнь диктует нам свои права.

И сколько их, любимых, нежных, милых,

Та страшная година унесла.

Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,

Ты на войне творила чудеса.

Была поддержкой сильному мужчине,

С тобою рядом слабым быть нельзя.

Ты сколько сильных вырвала у смерти,

Тебя запомнит тот, кого спасла,

Мы понимаем, что ты испытала,

За что награды Родина дала.

Радисткой, санитаркой, партизанкой

И лётчицей отважною была.

Везде нужна: на суше и на море –

Ты шла туда, куда звала страна.

Война для всех – суровая година,

В тылу, в плену война для всех – война.

Мы пропоём тебе отдельно славу:

Ты фронтовичкой, смелою была!

1 ведущий Все, что мы знаем о женщине лучше всего вмещается в слово милосердие. Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое Мать. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.

2 ведущий Но на самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка.

3 ведущий Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее дом, на ее детей. «Не женская это доля убивать» - скажете вы… А вот на стенах поверженного рейхстага в Берлине в 1945 году можно было прочесть: «Я, Софья Кунцевич пришла в Берлин – чтобы убить войну…»

4 ведущий То была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

5 ведущий Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тыс женщин. Таковы цифры. Их мы знаем. А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной, потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Об этом мы знаем меньше.

На сцене обстановка комнаты, Сидят девушки: одна волосы расчесывает, другая гимнастерку шьет, третья карту рассматривает, четвертая чистит сапоги.

Открывается дверь и вбегает техник Нина: «Девочки, девочки!!! Там, там…»

Надя: Да не томи. Говори уже.

Нина: Девчонки вернулись, они вынужденную совершили около деревеньки одной. Пошли на разведку… а там … там…

В этот момент открывается дверь и входит Лейла с мальчиком лет 7-8.

Тут все начинают спрашивать кто, что и как

Лейла: сели мы на опушке леса, а неподалеку деревенька, решили разведать есть ли немцы в деревне, уж больно тихо было. Пистолеты приготовили и пошли тихонько. Ближе к деревне начали попадаться трупы жителей: женщины, старики, дети. А в одном из домов нашли Ваньку. Мать его затолкала в погреб, вот он и выжил.

Девочки: А что же произошло? Их расстреляли?

Ваня: (всхлипывая) Немцы пришли в деревню, начали штыками всех по сараям и домам расталкивать. А сами на улице и около домов расставили какие то ведра. Потом в грузовик погрузились и уехали, а через какое-то время эти ведра взорвались и пошел дым. Я начал кашлять и задыхаться, мамка меня в погреб и затолкала , кинула тулуп и сказала, чтоб с головой укутылся и лег на пол. Я лежал, лежал и уснул. Проснулся, а кушать хочется. Вылез и увидел и мамку и соседей, кто как лежал или в окне торчал. Мамка никак не открывала глаза… (плачет навзрыд)

Все успокаивают, кто то хлебушек дает, кто то молоко. Мальчонка засыпает, и его укладывают, и укрывают .

Девочки молча посматривают в сторону мальчишки, вытирая глаза.

Люба: Война, когда закончится, я вас девочки в театр позову. Придете вы, сядете в зал, а я выйду на сцену и для вас буду играть, и петь для вас…

- Люб, а спой сейчас…

Люба начинает петь «Любимый город». Остальные подхватывают.

В далекий край товарищ улетает

Родные ветры вслед за ним летят

Любимый город в синей дымке тает

Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд

Любимый город в синей дымке тает

Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд

Пройдет товарищ сквозь бои и войны

Не зная сна, не зная тишины

Любимый город может спать спокойно

И видеть сны, и зеленеть среди весны

Любимый город может спать спокойно

И видеть сны, и зеленеть среди весны

Когда ж домой товарищ мой вернется

За ним родные ветры прилетят

Любимый город другу улыбнется

Знакомый дом, зеленый сад, веселый взгляд

Любимый город другу улыбнется

Знакомый дом, зеленый сад, веселый взгляд

Надя: Знаете девчонки, вот закончится война, вернусь домой, надену самое красивое платье и пойду на танцы, и все ребята будут драться, чтоб потанцевать со мной, а я я выберу самого красивого…

Глаша: - А у меня девчонки, когда война закончится будет большой дом, и будет семья и пусть у меня будет 6 детей, (пауза) нет 10….

Женя: А я девчонки когда война закончится астрономию буду изучать, открою новые планеты и назову их вашими именами….

Наталья: Женщина на войне – это что-то запретное, даже не нормальное. Ведь я была счастливой женой и наверно стала бы счастливой мамой, но эта война… Не моя вина, что мой муж погиб в первые дни войны… А небо люблю и только оно мне помогает пережить это горе…

Лариса: Ушла я на фронт девочкой, девятнадцать лет. А через полгода писала маме, что мне дают 25-27 лет. Каждый день в страхе, в ужасе.

Люба: Хватит тосковать, жить надо всем чертям назло!!!

Начинают петь частушки и девушки начинают танцевать.

Гитлер пишет телеграмму:

«Скоро я Москву возьму»

Отвечает ему Сталин:

«Закатай свою губу».

Гитлер выпучил глаза.

Как ворона каркает

Кляп из пушек мы забьем

Боевыми залпами !

Мы с миленочком пойдем

Воевать на парочку

Он пойдет за командира,

Я — за санитарочку.

Наша русская частушка

Бьет не в бровь, а сразу в глаз!

В бой пойдем с лихой частушкой,

Пусть боятся «фрицы» нас!

В этот момент вбегает еще одна девушка и отдавая честь Жене:

- Товарищ старший лейтенант вас к командиру эскадрильи Бершенской срочно!!!

Женя выходит вслед за часовой, остальные садятся за стол писать письма.

Вдали слышно команду «Эскадрилья стройся» Все девочки уходят со сцены, на экране кадры самолетов. (буквально 2 мин). Девочки вновь появляются на сцене чумазые, уставшие. Вслед за ними заходит командир Бершенская.

Бершенская: За полчаса мы потеряли 8 боевых подруг. Давайте восстановим события этой ночи во всех подробностях, подумаем, что мы можем противопоставить тактике врага. Пилот Розанова и штурман Студилина – единственный экипаж, который наблюдал гибель всех четырех самолетов. Послушаем их.

Лариса: Мы стартовали четвертыми. Примерно на полпути увидели: над целью в лучах прожекторов маневрирует ПО-2. А зенитки и минометы молчат. Нас это насторожило. Самолет загорелся, хотя обстрела не было. Женя Крутова т Лена Салихова. Прожекторы погасли, а на земле полыхал костер.

Снова вспыхнули прожекторы, поймали второй самолет. Над ним вспыхнула желтая ракета, и тут же в темноте над ПО-2 замелькали вспышки выстрелов. Мы поняли: в воздухе немецкий истребитель. Горящий самолет медленно падал…По времени мы определили это был экипаж Ани Высоцкой и Гали Докутович. Прожекторы погасли.

Надя: В этот момент мы пересекли линию фронта. Как в страшном сне – третий ПО-2 пойманный прожекторами летит над Крымской. Это был самолет Вали Полуниной и Глаши Кашириной. На очереди мы. Что предпринять? О возвращении и мысли не было. Не могли же вернуться с бомбами и доложить командиру полка… вернулись, потому что испугались…

Лариса: Принимаю решение подойти к цели на самой малой высоте. Даже если попадем в лучи прожекторов, истребитель побоится пикировать. Это днем то опасно, а тут ночь. Надя сбросила бомбы на цель… Взрывная волна ударила по самолету. Вспыхнули прожекторы, а я продолжала планировать. Высота меньше 200м. Даю газ, а тут Надя кричит: «Еще один». Я оглянулась и увидела в вышине ПО-2 схваченный 4-мя прожекторами. Подумала это Соня Рогова и Женя Сухорукова, они стартовали за нами.

Надя (всхлипывая): Обреченный ПО-2 вспыхнул как факел… он прошел рядом с нашим самолетом, я видела их лица…я слышала как кричат девочки прощаясь… Этот крик… он всегда будет звучать в моих ушах….

Опускается на корточки, сжимая уши. Остальные снимают головные уборы и обнажают головы. А в это время начинают падать письма

Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев

Писали их в окопах, блиндаже

На бомбами израненной меже..

На улицах сожженных городов

О, письма фронтовые грозных лет

Бесценней документов в мире нет.

Появляются девочки в белом с игрушками в руках поднимают письма и читают вслух

1 письмо: Когда бы не родились, но мы родились в 41-ом, мы вынесли на своих плечах военное лихолетье, перенесли страх бомбёжек, оккупацию, холод, голод, сиротство. (Клара Тихонович партизанка)

2 письмо: Проснешься ночью и лежишь с открытыми глазами, прислушиваясь к непривычной тишине и ожидаешь звука взрыва…( Эмилия Алексеевна Николаева зенитчица)

3 письмо: Иногда подумаю, что унесу с собой все те события, которые я пережила и никто, слышишь никто не узнает правды… становиться страшно… (Тамара Илларионовна Давыдович шофер)

4 письмо: Мужчина, он мог вынести. Он все таки мужчина. А вот как мы женщины могли? Я сама незнаю… и спала с убитыми, и стреляла и запах крови на снегу. Сейчас пишу тебе, а мне уже плохо. А тогда ничего… все смогла… (Тамара Михайловна Степанова – снайпер)

5 письмо: «Знаете, какая в войну у нас мысль жила? – Вот, ребята, дожить бы … После войны какие это будут счастливые люди! Какая счастливая, красивая будет жизнь! Люди, которые пережили столько, они будут друг друга жалеть, сколько добра среди людей станет»( Люба, фамилия размыта)

6 письмо: Я так боюсь умереть, потому что еще не родила ребеночка… Мечтая после победы вернуться домой и родить девочку… Именно девочку, пусть у нее будет другая судьба…. Судьба без войны… (Клара Гончарова – разведчица)

Учитель: Можно ли победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненного и чужого раненного солдата?

Учитель: Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая судьба… Что этот народ хочет войны?

Учитель: Разве во имя этого женщина жизнь спасала, мир спасала – была матерью, дочерью, сестрой и Солдатом? Поклонимся низко ей до самой земли. Ее великому Милосердию.

Все вместе встают на сцене под песню «О той войне», 2 пары танцуют вальс среди застывших. После слов «откроет двери и мой прадед…» открываем боковые двери и в зал заходит Бессмертный полк

• Кто говорит, что на войне не страшно

• Я столько раз видала рукопашный,

• Раз наяву. И тысячу — во сне.

• Кто говорит, что на войне не страшно,

• Тот ничего не знает о войне.

Список литературы:

1. Ш.Ракипов «О чем грустят кипарисы», «Звездные ночи»

2. С.Алексеевич «У войны не женское лицо»

3. Л.Лодочник «Женщинам-фронтовичкам посвящается»

4. Е.Кирпонос «Письма с фронта»


  СИМВОЛЫ - 2025



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2025


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика