Мухамадуллина З.З.,
Хазиева Р.И.,
учителя-логопеды
МАДОУ «Детский сад №145»
Ново-Савиновского района
Цель: Расширение представления детей о родной стране, о ее истории, о Великой Отечественной войне, способствовать сохранению исторической памяти у детей, через музыкальную и художественную культуру.
Задачи:
- активизировать знания детей о государственном празднике Дне Победы;
- воспитывать в детях уважение к памяти воинов – победителей, любовь к своей Родине;
- развивать познавательную деятельность через чтение стихов и исполнение музыкальных произведений;
- побуждать детей уважительно относится к подвигу наших соотечественников во время Великой отечественной войны.
Возраст: дети старшей и подготовительной к школе групп.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, реквизит для инсценирования стихотворения К.Симонова «Сын артиллериста» (стол, стул, карта, свечи, макеты раций времен ВОВ, декорации гор и землянки), макет «Вечного огня», фонограмма метронома, фотографии ветеранов ВОВ для воссоздания шествия «Бессмертный полк».
Ход мероприятия:
Звучит «Вальс одиночества» слова А. Ахматовой, музыка Н. Сметанина, дети входят парами в зал и танцуют. Музыка резко прерывается, пары замирают на месте.
1 Ведущий: Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война…
Слышатся звуки стрельбы, взрывы. Голос объявляет: «Внимание! Внимание! Запомните эту дату: 22 июня 1941 года… Началась война! »
Мальчики встают полукругом , девочки выходят вперед.
Две девочки читают стихотворение Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»
1 девочка: Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат,
До свидания, мальчики!
2 девочка: Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите, но все-таки,
Постарайтесь вернуться назад! (Б.Окуджава)
1 мальчик читает отрывок из стихотворения К. Симонова «Жди меня» под мелодию песни «Землянка» музыка К. Листова:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди!
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Два ребенка читают стихотворение «Проводы на войну» Г. Руцинского
1 ребенок: Была порохом трава припорошена.
Цветом нежным сирень расцвела.
Неожиданной гостьей непрошенной
К нам в дома заглянула война.
2 ребенок: Заглянула – не имени, отчества,
Молодежь забрала из двора.
Но откуда печали, пророчества?
Защищать нужно землю, пора!
Дети садятся на свои места
Инсценировка отрывка стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста»
1 ребенок: Деев сидел над картой
При двух чадящих свечах.
Вошел высокий военный,
Косая сажень в плечах.
В первые две минуты
Майор его не узнал.
Лишь басок лейтенанта
О чем-то напоминал.
(2 ребенок сидит за столом и рассматривает карту, затем входит 3 ребенок)
2 ребенок: — А ну, повернитесь к свету, —
И свечку к нему поднес.
Все те же детские губы,
Тот же курносый нос.
А что усы — так ведь это
Сбрить! — и весь разговор.
— Ленька?
3 ребенок: — Так точно, Ленька,
Он самый, товарищ майор!
2 ребенок: — Значит, окончил школу,
Будем вместе служить….
4 ребенок: А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
3 ребенок: — По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
2 ребенок: — Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?
3 ребенок: — Так точно, ясно.
2 ребенок: — Ну, так иди скорей.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла! —
1 ребенок: Такая уж поговорка
У майора была.
Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
3 ребенок: — Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорей давайте огня! —
1 ребенок: Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
3 ребенок: — Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее еще огня!
1 ребенок: Третий сигнал по радио:
3 ребенок: — Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!
4 ребенок: Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять — как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.
Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
2 ребенок: «Огонь!» — летели снаряды.
«Огонь!» — заряжай скорей!
4 ребенок: По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
3 ребенок: — Молчал: оглушило взрывом.
Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня.
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!
4 ребенок: И на командном пункте,
Приняв последний сигнал,
Майор в оглохшее радио,
Не выдержав, закричал:
2 ребенок: — Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла! —
1 ребенок: Такая уж поговорка
У майора была.
4 ребенок: Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.
Он обнял майора, прежде
Чем в госпиталь уезжать:
3 ребенок: — Держись, отец: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла! —
1 ребенок: Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была…
Под аккомпанемент мелодии к песни «В землянке» музыка К. Листова веду-щие читают прозу:
1 ведущий: Многим кажется, что на фронте только и делали, что совершали подвиги… Да, это было очень трудное и суровое время. Ожесточенные бои шли за каждую улицу, за каждый дом, за каждый город. И ночью, перед боем солдаты вспоминали самое родное и дорогое, за что готовы были отдать жизнь.
2 ведущий: С первого дня войны до праздничного салюта всегда с солдатом была песня. Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы.
5 ребенок: Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне! (В. Лебедев-Кумач)
Дети поют песню «Катюша» слова М. Исаковского, музыка М. Блантера.
6 ребенок: Кто сказал, что надо бросить
Пляску на войне?
После боя сердце просит
Радости вдвойне!
Мальчики танцуют под народную песню «Яблочко».
7 ребенок: Мы защищаем Родину, Россию,
Солдаты мы- и знаем с давних пор:
Россия! На свете нет красивей
Твоих полей, лесов, долин и гор.
8 ребенок: Много трудных дорог, тяжелых битв прошла наша армия, много подвигов было совершено в годы войны. Весь мир восхищался советскими солдатами.
9 ребенок: Пусть все замрет в минуту эту,
Пусть даже время промолчит,
Мы помним вас, отцы и деды,
Россия, Родина вас чтит! (Р. Рождественский)
Несколько детей возлагают цветы к импровизированному вечному огню.
Все дети встают. Звучит фонограмма «Метроном». Минута молчания.
10 ребенок читает отрывок стихотворения М. Владимова «Еще тогда нас не было на свете»
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
11 ребенок: Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня. (А. Твардовский)
12 ребенок: Салют его большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам
Героям павшим и живым! (А. Твардовский)
13 ребенок: Бессмертный полк героев на параде,
А с ними внуки, правнуки в строю.
Погибнув, выжив ли, в фашистском аде,
Они в рядах полка в родном краю. (З.Зарубина)
14 ребенок: Встречая славный юбилей Победы,
С поклонами благодарим бойцов.
Прошли войну и вынесли все беды…
И боль в сердцах, и гордость за отцов. (З.Зарубина)
Дети берут портреты своих прадедов и маршируют по залу под звучание песни «День Победы» слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова, воссоздавая шествие «Бессмертный полк» выходят из зала.
Список литературы
1. Владимов М. «Еще тогда нас не было на свете» https://rustih.ru/mixail-vladimov-eshhe-togda-nas-ne-bylo-na-svete/
2. Зарубина З. «Юбилей Победы» https://stihi.ru/2021/02/22/5387
3. Лебедев-Кумач В. «Только на фронте» https://www.culture.ru/poems/48279/tolko-na-fronte
4. Окуджава Б. «До свидания, мальчики» https://www.culture.ru/poems/14304/do-svidaniya-malchiki
5. Рождественский Р. «Вечная слава героям» отрывок из поэмы «Рэквием» https://www.culture.ru/poems/42566/rekviem-vechnaya-slava-geroyam
6. Руцинский Г. «Проводы на войну» https://stihi.ru/2015/01/26/10540
7. Симонов К. «Жди меня и я вернусь» https://www.culture.ru/poems/32975/zhdi-menya-i-ya-vernus
8. Симонов К. «Сын артиллериста» https://www.culture.ru/poems/32891/syn-artillerista
9. Твардовский А. «9 мая» https://learnoff.com/library/tvardovskii-a-t-9-maya/