Шафигуллина Гульсина Шагиахметовна,
председатель Совета ветеранов педагогического труда
Советского района г.Казани,
«Заслуженный учитель РТ»
Сомова Лариса Владимировна,
заведующий УМС ИМО г.Казани по Советскому району,
«Заслуженный учитель РТ»
Каждый год, в рамках гражданско - патриотического воспитания школьников, проводится смотр - конкурс школьных музеев города Казани. В этом году от Советского района были представлены музеи 2 школ: МБОУ СОШ №22 – Центр образования и МБОУ СОШ №101 – Центр образования. Обе школы расположены в микрорайоне «Дербышки», школы солидного возраста и со своей потрясающей историей.
Музею боевой и трудовой славы "Родина" школы №22 - 60 лет. Юные экскурсоводы рассказывают о богатом собрании многочисленных экспонатов. Знакомимся с экспозицией о подвиге жителя посёлка Дербышки Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Липатова, чьё имя с гордостью носит школа и одна из улиц поселка. Уникальна картотека героев, уроженцев Татарстана, повторивших подвиг Александра Матросова. В музее представлена экспозиция архивных документов, исторических артефактов участников Сталинградской битвы, жителей поселка. В мае 2025 года музей школы №22 приглашен Общественной палатой РТ для участия в Прямой связи с Волгоградом по случаю празднования 80-летия Великой Победы.
Музей – это живой организм, он постоянно пополняется новыми материалами. С особым волнением мы подходим к новым стендам, рассказывающим о подвигах героев, участников СВО. Огромную поисковую работу ведут педагоги совместно с учащимися школы и их родителями. Изюминка музея школы №22 в том, что они открыли для себя и развивают новое направление - экскурсию по малой Родине. Начиная со своей семьи, улицы, школы, учащиеся погружаются в мир большой, сложной истории всей страны. Школьники не только узнают историю жизни своих предков, историю развития места, где они живут – поселка Дербышки, но и начинают понимать, что каждый человек – это частица большой семьи – страны и вклад каждого человека в ее историю бесценен. Эти ощущения и понимание создают неразрывную связь между славным старшим поколением наших соотечественников и молодым, начинающим свой самостоятельный жизненный путь. В музее работают самоотверженные, увлеченные люди, осознающие важность музейной работы. Это и директор школы Коптелова Г.З. директор школы, руководитель музея Бирсанова Л.А., заместитель директора по ВР, Ионова Е.А., ветеран школы, учитель истории, Бурова Н.Е., выпускница школы, активистка музея. Они продолжают традиции первых руководителей музея, среди которых педагоги Яковлев Е.В., Полуянова Ф.И., командир красных следопытов Шакуров Р.Р.
Богатое содержание музея – это результат труда школьников и педагогов на протяжении многих лет.
Музей школы №101 имени Героя Советского Союза Петра Алексеевича Полушкина - единственный в Татарстане Музей истории блокадного Ленинграда. Музей был создан в 2003 году в память о тех, кто страдал от голода и артобстрелов в блокадном городе, но не сдавался. Среди экспонатов - подлинные вещи жителей города, на долю которых выпали нечеловеческие испытания, оружие и обмундирование его защитников. Организатор и идейный вдохновитель музея - директор школы Татьяна Николаевна Петрова. Музей - центр всей школьной патриотической работы. Здесь школьников учат защищать и беречь мир. Все учащиеся в разных формах охвачены активной деятельностью. Например, учащиеся начальных классов готовят посылки солдату, средних и старших классов участвуют в поисковой и исследовательской работе, старшеклассники знают все о стрелковом оружии, умеют стрелять, разучивают патриотические песни. Воспитанники ближайшего детского сада приходят на экскурсию в школьный музей.
Дети во все времена любили и любят играть. Только игры могут быть разными. В школе №101 это патриотические игры, ставшие уже традицией школы. Это, безусловно, «Зарница», а для учащихся начальной школы – «Зарничка», это разработанные школой и проводимые на протяжении последних лет игры «Кодекс чести» и «Шаги к Победе». В этом году в воспитательном арсенале школы появилась новая игра «План Z».
Важнейшим направлением в жизни школы является поисковая работа, которая ведётся с 2015 года. Поисковый отряд «Спасатели», состоящий из учащихся 4-11 классов, ежегодно выезжает в Ленинградскую область. Ребята вместе с педагогами и директором школы живут в полевых условиях, ведут поисковую работу на героических Невском пятачке и Ивановском пятачке (с.Отрадное), поднимая останки солдат и исторические артефакты Великой Отечественной войны и пополняя экспозицию школьного музея новыми материалами.
В канун 70-летнего юбилея Победы в школе был реализован школьный проект по созданию в каждом классе Книги памяти. Учителя, родители, дети искали информацию о своих родственниках, воевавших, погибших, пропавших без вести. Это были в основном материалы из семейных архивов и воспоминаний представителей старшего поколения. За создание Книг памяти и за работу поискового отряда «Спасатели» школа была награждена Президентскими грантами.
Сегодня школа работает под девизом - "Кто за правое дело стоит, тот всегда победит". Создан новый музей, посвященный нынешним событиям – Специальной военной операции. Школьный музей собрал информацию обо всех участниках СВО – учениках школы, учителях, родителях. В экспозиции музея – подарки от участников СВО. В музее гостей встречают школьники с настоящими наградами: за поисковую работу, за помощь СВО. И это не случайно. Кредо школы - волонтерство: школьниками совместно с родителями и педагогами изготовлено более 9000 свечей, 35 печей, 4 тонны чак-чака. Оказана гуманитарная помощь на сумму 34200000 рублей. Школа стала Центром гуманитарной помощи, объединившим в этом благородном деле не только жителей Дербышек и Казани, но и жителей Высокогорского и других близлежащих районов. Школа поддерживает связь с 3 фронтовыми госпиталями, дружит с 16 полками. Татьяна Николаевна сама сопровождает гуманитарные грузы, собранные школой и направляемые нашим защитникам, она награждена медалью "За заслуги в патриотическом воспитании молодёжи". Но главное – Татьяна Николаевна – яркий пример верности высоким идеалам честности и гуманизма, гражданской активности и служения. Пример для всех участников образовательного процесса: педагогов, школьников и их родителей. Невозможно не сказать о педагогах-активистах патриотической работы. Это Сафина Э.М., педагог-организатор, Сафин И.Р., учитель физкультуры и ОБЗР, Апакова А.Н., зам.директора по УР, Евстафьева Л.А., учитель начальных классов, Поликарпова Н.Г., учитель русского языка и литературы, Зарипова Г.Г., учитель географии, Аглиева Г.Р., учитель английского языка и другие.
Таким образом, интеграция добровольчества в воспитательный процесс и модель социального служения, базирующиеся на гражданской активности, создают оптимальные условия для формирования у подростков и молодёжи общественно значимых ценностей и ориентаций.
Экскурсии в музеи двух школ вновь убеждают в том, что музеи в школах Советского района - эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.