Каримова Д.С.
директор МАОУ «Лицей №146 "Ресурс"», к.п.н.,
Заслуженный учитель Республики Татарстан,
Отличник Просвещения РФ,
Константинова О.Н.
заместитель директора по воспитательной работе
МАОУ «Лицей №146 «Ресурс», г.Казань
От формальности к диалогу: новая идея патриотического воспитания
Лицей №146 «Ресурс» Казани – пример образовательного учреждения, которое не только понимает важность формирования гражданской ответственности и любви к Родине, но и реализует инновационные и эффективные подходы к этому педагогическому процессу.
Среди многообразия существующих форм патриотического воспитания в современных образовательных реалиях наиболее действенными считаем те, которые предоставляют детям возможность живого общения с людьми, в разные исторические периоды нашего государства встававшими на защиту России. Кто не словом, а делом доказал свою любовь народу.
Одним из таких подходов является личностно-ориентированный проект «Деловые завтраки с защитниками Родины». Каждый четверг в 2024-2025 учебном году, который отмечен для всех 80-летним юбилеем Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы встречаемся с замечательными людьми, которых по праву мы называем защитниками Родины.
Эта уникальная инициатива выходит за рамки традиционных уроков и формальных мероприятий, не всегда находящих отклик в сердцах современных подростков. Встреча становится событием, предоставляя лицеистам возможность в диалоговом межпоколенном общении сформировать собственное, осознанное понимание патриотизма. А через осознание сущности любви к Родине - внутреннюю позицию к делу защиты страны.
Принципиально важными моментами представляемой нами воспитательной практики является поочерёдная организация деловых завтраков 5-11 классами, а также совместная подготовка встреч родителями, педагогами и лицеистами: родители помогают найти гостей, установить с ними контакт, получить необходимую информацию о человеке; педагоги и дети на основе полученных данных создают сценарный ход ведения встречи, продумывают продуктивные вопросы, готовят творческие сюрпризы и выбирают смысловой подарок, который будет не только напоминать гостю о встрече в лицее «Ресурс», но и пригодиться в жизни.
Содержание деловых завтраков: живое общение, личные истории и продуктивные вопросы
Деловые завтраки в лицее №146 «Ресурс» проводятся в неформальной обстановке, в ресторане лицея, за завтраком. В импровизированной студии за одним столом собираются учащиеся средних и старших классов, педагоги, родители, приглашённые. В ходе свободного общения учащиеся могут задавать любые вопросы, которые их интересуют, делиться своими мыслями, высказывая своё мнение. Гости, в свою очередь, рассказывают о своей жизни, работе, о трудностях и радостях службы, о важности защиты Родины и о тех ценностях, которыми они руководствуются в своей профессиональной деятельности.
Этот формат позволяет учащимся увидеть в защитниках Родины не просто людей в форме, а живых людей со своими историями, мечтами и переживаниями. Они узнают об их мотивации, об их вкладе в обеспечение безопасности страны и о том, как они видят будущее России.
Важным элементом деловых завтраков является демонстрация видеороликов и презентаций, рассказывающих о работе различных силовых структур, о подвигах и героизме защитников Родины, а также о тех достижениях, которыми гордится Россия. Это позволяет учащимся получить более полное представление о том, что значит быть защитником Родины и какие задачи стоят перед теми, кто посвятил свою жизнь служению Отечеству.
Кого мы встречали в лицее «Ресурс»?
Председателя Союза десантников РТ Суворова Юрия Андреевича и его товарищей-десантников, прошедших «горячие точки»: Александра Нестеренко, Дмитрия Григорьева, Руслана Сайдалова.
Участника Специальной военной операции Айрата Рафаэлевича Хасанова, который в 2024 году ушел добровольцем на СВО в составе добровольческого отряда Барс 14.
Команду ветеранов Специальной военной операции во главе с Акбулатовым Ильдаром Равильевичем.
Десантника, участник боевых действий, члена Союза десантников РТ и города Казани Морозова Дмитрия Валентиновича.
Участников СВО: преподавателя кафедры вооружения и стрельбы Казанского высшего танкового Ордена Жукова Краснознамённого училища, майора Сунгатуллина Артура Ринатовича и инструктора кафедры вооружения и стрельбы танкового училища, лейтенанта запаса Равилова Рустема Расимовича. Выпускника нашего лицея, действующего участника специальной военной операции Бушмакина Никиту.
Ветерана боевых действий, председателя Союза десантников Казани, руководителя детского лагеря «Юный десантник» Габутдинова Тимура Раисовича.
Только ли люди в погонах участники проекта? Конечно, нет. Защитник Родины – понятие многозначное!
Зильда Нигматулловна Савченко - человек, который в свои 84 года занимается волонтёрской деятельностью! Она не только собирает гуманитарную помощь нашим бойцам, но и ездит к ним, «за ленточку», в зоны боевых действий!
Медицинская сестра, работавшая в Афганистане во время военных действий, Павлова Лидия Фёдоровна.
Руководитель проектов Движения Первых по направлениям «Патриотизм и историческая память», «Спорт и ЗОЖ» Игошин Александр Андреевич.
Руководитель Региональной общественной молодёжной организации «Объединение «Отечество»» Республики Татарстан Коноплёв Александр Юрьевич.
Заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны 1941-1945гг Александров Александр Александрович.
Инструкторов по тактической подготовке Центра развития военно-спортивной подготовки «Воин» гость Зайдуллин Ильнар Маулетович.
Родители выпускника лицея 146, героически погибшего бойца Специальной военной операции Чернобровкина Дмитрия Александровича - Александр Борисович и Евгения Александровна.
Преподаватель технологии лицея 146 «Ресурс» Тимошенко Владимир Викторович, подполковник в отставке, бывший командир тяжёлого гаубичного артиллерийского дивизиона.
Руководитель инициативной группы волонтёров «От сердца - для победы!» Хайруллин Айдар Анварович.
Учредитель благотворительного фонда "Желаем мирного неба» Эткеев Тимур Николаевич.
Курсант Казанского суворовского военного училища Додайкин Родион, участник трёх Парадов Победы 9 мая в Казани.
Выпускник лицея №146 «Ресурс» 2023 года, курсант Казанского высшего танкового командного ордена Жукова Краснознаменного училища Мубаракшин Альберт.
Выпускник лицея 146 «Ресурс» 2023 года, второкурсник Казанского юридического института МВД Валеев Тимур Русланович.
Выпускник лицея «Ресурс» 2010 года, военный корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» Шемелов Станислав Владимирович
Руководитель представительств телерадиокомпании «Новый Век» на новых территориях Алина Сулейманова и видеооператор ТНВ Андрей Ключников.
Люди, которые волонтёрской деятельностью помогают сражающейся Родине, которые с помощью СМИ рассказывают нам правду о происходящем в зоне СВО, сохраняя историю нашего времени; которые обучают подростков навыкам военной службы и тактической медицины; которые до сих пор в поисковых экспедициях возвращают память о погибших в Великую Отечественную войну, а затем создают музейные экспозиции; родители, отдавшие стране самое дорогое – своего сына; мальчишки в курсантских погонах, которые с готовностью пожертвовать собой, учатся защищать нас – они самые настоящие защитники Отечества!
О чем узнали наши дети после этих встреч?
Об истории «войск дяди Васи», о заданиях, которые приходится выполнять десантникам, морским пехотинцам, танкистам, операторам БПЛА. О наградах, которые существуют в современной российской армии. О том, как боевые братства помогают инвалидам боевых действий, семьям погибших товарищей. О работе волонтёров, их дорогах на фронт, чувствах за его линией.
Об удивительной истории, в которой детское письмо спасло жизнь бойцу. О том, почему люди нашей страны делятся на тех, кто всячески помогает фронту, и на тех, кто считает, что СВО не его дело. О буднях современных военных училищ, о том, какими должны быть будущие офицеры и какие перспективы есть для них. Как в зонах боевых действий работают представители СМИ. Как Татарстан помогает восстанавливать города в Луганской области Лисичанск и Рубежное.
О чём спрашивали лицеисты?
О том, как побеждается на войне страх, о подробностях моментов в зонах боевых действий, о памятных встречах, о том, приходилось ли видеть лично врага. Как подтверждается в жизни известное утверждение «героями не рождаются, героями становятся». Кому лучше не рассматривать профессию военного? Как принять участие в исторической реконструкции событий начала войны в Брестской крепости «Элбэдэн-2025»? Куда обратиться, чтобы стать членом поискового отряда «Снежный десант»? Как по найденным останкам сегодня определяют личность погибшего в годы Великой Отечественной войны? Как определяют место для поисков, раскопок и что удаётся найти в ходе экспедиции? О роли семьи в жизни солдата. О том, как рождаются династии военных. Об эмоциях бойцов, когда они получают детские подарки и письма. О возможностях современного вооружения нашей армии. Как герои наших дней представляют себе День победы в СВО?
Великий смысл события: воспитание гражданина и патриота
Организация деловых завтраков с защитниками Родины в лицее №146 «Ресурс» преследует целый ряд важных целей и задач:
• Формирование уважительного отношения к защитникам Родины: личное общение с представителями Вооружённых Сил, правоохранительных органов, МЧС позволяет учащимся понять сложность и важность их работы, оценить их вклад в обеспечение безопасности страны и сформировать уважительное отношение к людям, которые посвятили свою жизнь служению Отечеству.
• Развитие патриотических чувств: узнавая о подвигах и героизме защитников Родины, учащиеся осознают важность любви к своей стране, гордости за её историю и культуру, а также ответственности за её будущее. Деловые завтраки помогают им сформировать собственное, осознанное понимание патриотизма, основанное не на абстрактных лозунгах, а на реальных примерах мужества, самоотверженности и любви к Родине.
• Повышение уровня гражданской ответственности: в ходе общения с защитниками Родины учащиеся узнают о своих правах и обязанностях как граждан Российской Федерации, о важности соблюдения законов и о необходимости участвовать в жизни страны. Деловые завтраки способствуют формированию активной гражданской позиции и готовности принимать решения, направленные на благо общества.
• Профориентация: для многих учащихся деловые завтраки становятся первым опытом общения с представителями силовых структур. Они могут узнать о различных профессиях в армии, полиции, МЧС, о требованиях к кандидатам и о перспективах карьерного роста. Это помогает им лучше ориентироваться в выборе будущей профессии и, возможно, принять решение посвятить свою жизнь служению Родине.
• Развитие коммуникативных навыков: участие в деловых завтраках требует от учащихся умения на основе анализа полученной информации задавать вопросы, аргументировать свою позицию и вести диалог с людьми разных профессий и взглядов. Это способствует развитию коммуникативных навыков, которые необходимы для успешной социализации и профессиональной деятельности.
• Создание позитивного образа защитника Родины: в современном обществе, к сожалению, образ защитника Родины зачастую искажён и подвергается критике. Деловые завтраки в лицее №146 «Ресурс» помогают создать позитивный образ защитника Родины как человека мужественного, сильного, ответственного и преданного своей стране. Это особенно важно для формирования патриотических чувств у подрастающего поколения.
Эффективность деловых завтраков: отзывы учащихся и результаты исследования
Эффективность деловых завтраков с защитниками Родины в лицее №146 «Ресурс» подтверждается многочисленными отзывами учащихся, педагогов и гостей проекта.
Вот несколько строк из сочинений лицеистов, размышляющих о герое нашего времени: «…это человек, не просто совершивший храбрый поступок, а человек, способный менять мир к лучшему и вдохновлять других!», «…для меня герой не тот, кто носит плащ и маску, как показывают в фильмах. Героем можно назвать человека, который жертвует собой, защищает других. Человека, который обладает чувством ответственности», «…герои не думают о страхе, о негативных последствиях для себя, они думают о пользе своего поступка для других. Герои не сверхлюди с другой планеты, герои находятся среди нас!»
Педагоги считают, что деловые завтраки являются эффективным инструментом патриотического воспитания и способствуют формированию у учащихся высоких моральных и нравственных качеств.
Гости проекта отмечают, что общение с учащимися помогает им лучше понять потребности и интересы молодого поколения, а также способствует формированию позитивного имиджа защитника Родины.
Заключение: вклад в будущее России
Представленный опыт лицея №146 «Ресурс» заслуживает внимания и широкой адаптации в других образовательных учреждениях страны. Коллектив лицея не раз презентовал свою работу в проекте коллегам из разных регионов России, участникам стажировочных площадок. Наш опыт неизменно получает высокую оценку коллег.
Воспитательная практика «Деловые завтраки с защитниками Родины» в лицее №146 «Ресурс» является примером того, как образовательное учреждение может внести свой вклад в воспитание достойных граждан России. Планомерная реализация такого событийного проекта – это вклад в будущее России, в её безопасность и процветание.