Махмутова Е.Т.,
преподаватель по классу народных инструментов
МБУДО «Детская школа искусств №3»
Ново-Савиновского района г.Казани
Музыка времен Великой Отечественной войны (ВОВ) – это не просто звуковое сопровождение трагических событий, это мощный культурный пласт, отражающий дух народа, его стойкость и веру в победу. В преддверии 80-летия окончания ВОВ особенно остро ощущается связь поколений через песни тех лет.
Музыка военных лет служила не только моральной поддержкой, но и мощным идеологическим оружием. Патриотические песни, такие как «Священная война», поднимали боевой дух и вдохновляли на подвиги. Их слова звали к защите Родины, напоминали о героизме предков и вселяли уверенность в победу.
В современном мире, когда память о войне постепенно уходит, музыка тех лет приобретает особое значение. Она служит связующим звеном между поколениями, напоминания о подвиге отцов и дедов. Особую роль в сохранении музыкального наследия ВОВ играют современные исполнители и музыкальные коллективы. Они не только создают новые произведения, посвященные войне используя современные музыкальные формы и инструмент, а также переосмысливают и адаптируют классические песни военных лет, придавая им новое звучание и актуальность.
Включение музыки Великой Отечественной войны в образовательную программу по гитаре открывает уникальные возможности для развития учеников не только как музыкантов, но и как личностей. Цели и задачи этих занятия не только познакомить учеников с известными песнями ВОВ, разучить их на гитаре, но и формирование у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своей страны и гордости за подвиг народа в годы Великой Отечественной войны
Одним из самых эффективных способов применения этой музыки является создание гитарных переложений известных песен как для сольного исполнения, так и для ансамблевого музицирования. Игра в ансамбле - это увлекательный творческий процесс: можно создать аранжировку для двух и более гитар, а также добавить и другие инструменты, такие как флейта, скрипка и фортепиано. Такое многообразие вариантов инструментальных ансамблей даёт возможность вовлечения большого количества участников в процесс исполнения, обогащающая звуковую палитру известных произведений. Важно, правильное распределение партий между инструментами, одна группа может играть аккомпанемент, другая мелодию. Работа над гитарными переложениями песен военных лет способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма и гармонии. Аранжировка для ансамбля требует от учеников умения слушать друг друга, согласовывания своих действий и сформированности навыков ансамблевого музицирования.
Нами были созданы переложения песен «Журавли» для дуэта гитар и «Майский вальс» для трио гитаристов.
Работа над переложением этих песен для гитары была непростой, но увлекательной задачей. Необходимо было сохранить узнаваемость мелодии, адаптировать гармонию к возможностям инструмента и при этом добавить что-то свое, чтобы гитарная версия не была простой копией, а стала самостоятельным произведением.
«Журавли» - эта пронзительная баллада, ставшая символом памяти о павших воинах, в гитарном исполнении обретает особую лиричность. Эта песня окутывает печалью и размышлениями о вечном. Мощная мелодия и глубокий смысл текста заставляют задуматься о важных жизненных ценностях, о памяти и о мире. Эта песня воспитывает в детях сострадание и уважение к истории своей страны.
Вот несколько методических рекомендаций, на которые стоит обратить внимание:
Следует тщательно подобрать удобную аппликатуру, чтобы избежать лишних смен позиций левой руки, обеспечивающую плавное и связное исполнение мелодии. Так же необходимо уделить внимание приёмам звукоизвлечения в правой руке, объяснить ученику разницу между apoyando (с опорой) и tirando (без опоры) и выбрать подходящий способ для создания нужного настроения. Часто для этой песни используют мягкое и певучее apoyando для проведения основной мелодии.
«Майский вальс» - тот светлый и радостный вальс, посвященный победе, в гитарном исполнении звучит особенно торжественно и празднично. С его нежной мелодией и поэтичным текстом, переносит детей в атмосферу весеннего праздника, наполненного светом и радостью. Вальсовый ритм (три четверти) может быть непривычным для учеников, важно научиться чувствовать и подчеркивать первую долю в каждом такте. Соблюдение правильной длительности нот важно для вальсового ритма. Ученикам нужно внимательно следить за длительностями и не играть слишком быстро или медленно. Если мелодия играется отдельно, она может содержать скачки между нотами и требовать хорошего знания грифа гитары.
Использование этих песен в музыкальной школе помогает развить не только музыкальные навыки, но и эмоциональный интеллект, а также привить любовь к отечественной культуре. "Майский вальс" и "Журавли" – это не просто песни, это проводники в мир прекрасного, способные затронуть самые сокровенные уголки детской души.
Сохранение и популяризация музыкального наследия ВОВ – важная задача для будущих поколений. Необходимо, чтобы эти песни звучали не только в дни памяти, но и в повседневной жизни, напоминая о цене мира и о необходимости беречь его. Ведь в каждой ноте, в каждом слове этих песен заключена история великого народа, победившего в самой страшной войне в истории человечества.
Список литературы:
1. Калинин В. П. Юный гитарист: учебн6о-методическое пособие: мл. классы ДШИ, ДМШ. – Москва: Музыка., 2024. -128 с.
2. Соколова Л. Музыка на струнах гитары. Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Композитор, 2021. – 32 с.
3. https://notes.tarakanov.net/katalog/zhanri/pesni-voennoi-tematiki/