Воспитание патриотизма в детском саду, идущее через года и поколения, после Великой Отечественной войны

Исхакова Миляуша Наиловна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 149 компенсирующего вида»
Россия, Республика Татарстан, г.Казань


Аннотация. В данной статье раскрывается значимость патриотического воспитания для детей дошкольного возраста. Охарактеризована инициатива, выдвинутая В. Путиным на 2025 год. Раскрыты особенности интеграции патриотизма в образовательный процесс детского сада. Уделено внимание патриотическому воспитанию в послевоенные годы. Описан опыт работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по воспитанию патриотизма, а также подготовка к празднованию 80-летия Победы. Выделены проблемы и перспективы развития патриотического воспитания в детском саду.

Ключевые слова: патриотизм, дошкольник, Великая Отечественная война, историческая память.

Введение. Воспитание патриотизма всегда являлось одним из приоритетных направлений образования в России. После окончания Великой Отечественной войны, когда страна столкнулась с необходимостью восстановления не только экономики, но и национальной идентичности, вопросы патриотического воспитания приобрели особую значимость. Детский сад, как первая ступень системы образования, стал важным инструментом формирования у подрастающего поколения чувства причастности к истории своей страны, уважения к героям войны и труда, а также любви к родной земле [2]. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования базовых ценностей и установок личности. В этот период дети особенно восприимчивы к эмоциональным воздействиям и легко усваивают социальные нормы и культурные образцы. В связи с этим, современные педагогические практики все чаще обращаются к идее интеграции патриотического воспитания в повседневную жизнь детского сада.

Результаты. В преддверии значимой даты, ознаменованной 80-летием Победы в Великой Отечественной войне, российское государство готовится к проведению Года защитника Отечества в 2025 году. Инициатива, выдвинутая президентом Владимиром Путиным, подчеркивает не только уважение к героическому прошлому, но и акцентирует внимание на современных защитниках страны: «Предлагаю объявить 2025 год Годом защитника Отечества в честь наших героев и участников специальной военной операции, а также в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину».

Подобное решение представляется логичным шагом в рамках укрепления патриотических ценностей. Внимание к ветеранам Великой Отечественной войны и участникам специальных военных операций свидетельствует о преемственности поколений и признании их вклада в обеспечение безопасности и суверенитета России. Ожидается, что Год защитника Отечества станет платформой для реализации разнообразных образовательных, культурных и социальных проектов, направленных на повышение осведомленности о подвигах российских воинов и воспитание чувства гордости за свою страну. Акцент будет сделан на сохранении исторической памяти и передаче ее будущим поколениям, что позволит сформировать у молодежи четкое понимание значимости защиты Родины и готовности к служению Отечеству. В конечном итоге, данная инициатива направлена на укрепление национального самосознания и формирование единой гражданской идентичности.

Интеграция патриотизма в образовательный процесс детского сада предполагает создание условий, в которых ребенок постепенно осознает свою принадлежность к определенной культуре, народу и стране. Это достигается через ознакомление с историческими событиями, традициями, народным фольклором и искусством [1]. Важно, чтобы информация подавалась в доступной и интересной форме, с использованием игровых методов, наглядных пособий и интерактивных занятий. Особое внимание уделяется формированию у детей уважения к старшему поколению, ветеранам войны и труда. Организация встреч с ветеранами, посещение памятных мест, проведение тематических утренников и выставок способствуют формированию чувства благодарности и гордости за подвиги предков [3]. Важно подчеркнуть, что патриотическое воспитание в детском саду не должно ограничиваться только праздничными мероприятиями, а должно пронизывать все аспекты образовательной деятельности, формируя у детей активную гражданскую позицию и готовность к служению Отечеству.

Послевоенный период в истории России ознаменовался усилением внимания к формированию патриотического сознания у молодого поколения. Осознавая необходимость консолидации общества и восстановления духовно-нравственных основ, педагоги и психологи обратились к потенциалу дошкольного образования как фундаментальной ступени в становлении личности. В этот период детский сад становится не просто местом присмотра за детьми, а важным институтом социализации, где закладываются основы любви к Родине, уважения к истории и культуре своего народа.

Одной из ключевых задач становится передача исторической памяти о Великой Отечественной войне. Рассказы о героизме советских солдат, об ужасах войны и о цене победы пронизывают воспитательный процесс. Используются различные формы работы: беседы, чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов и организация тематических выставок. Важным элементом патриотического воспитания становится приобщение детей к народным традициям и фольклору [4]. Игры, песни, танцы, народные праздники – все это способствует формированию у детей чувства принадлежности к своей культуре и народу [5].

Подчеркивается значимость личного примера педагога, его любви к Родине и уважения к ее истории. Педагог становится образцом патриотизма, вдохновляя детей своим отношением к окружающему миру и своему делу.

Таким образом, детский сад в послевоенные годы становится важным центром формирования патриотического сознания, внося свой вклад в воспитание будущих граждан, готовых к созидательному труду на благо своей страны.

В нашем детском саду наблюдается повышенный интерес к вопросам патриотического воспитания. Современный подход к формированию гражданской идентичности у детей дошкольного возраста основывается на личностно-ориентированном подходе, учете возрастных особенностей и интеграции различных видов деятельности.

В работу с детьми мы внедряем инновационные формы и методы работы. Проектная деятельность занимает центральное место, позволяя детям углубленно изучать историю, культуру и природу родного края в рамках тематических проектов. Активное использование информационных технологий, таких как мультимедийные презентации и виртуальные экскурсии, способствует визуализации материала и повышает интерес детей к процессу обучения.

Особое внимание уделяется формированию позитивного образа защитника Отечества. Через игровые ситуации, чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов, дети знакомятся с героями прошлого и настоящего, формируя уважение к защитникам Родины. Моделирование различных ситуаций позволяет детям прочувствовать значимость защиты своей страны и народа.

Музейная педагогика, включающая посещение музеев и создание мини-музеев в детском саду, позволяет детям прикоснуться к историческому и культурному наследию.

Ежегодно мы проводим акцию «Помним и чтим наших участников Великой Отечественной войны» (фото 1):

Фото 1. Акция «Помним и чтим наших участников Великой Отечественной войны»

Ежегодно мы участвуем в Акции: «Бессмертный полк» (фото 2):

Фото 2. Акция «Бессмертный полк»

Важным аспектом является вовлечение родителей в воспитательный процесс. Организация совместных мероприятий, конкурсов и мастер-классов способствует укреплению связей между семьей и детским садом, а также создает единое воспитательное пространство.

Вот такие поделки из эко материала делают дети с родителями к Празднованию Дня Победы (фото 3,4,5):

Фото 3. Поделка из картона, бумаги и трубочки

Фото 4. Поделка из капсулов из-под киндер-сюрпризов, пластилина, пенопластовой трубы

Фото 5. Поделка из втулок туалетной бумаги

В настоящее время мы активно готовимся к празднованию 80-летия Победы с целью формирования у детей основ патриотизма, уважения к памяти о подвигах народа в Великой Отечественной войне. Работа воспитателя включает следующие направления:

1. Формирование первичных представлений о годах войны:

- беседы, рассказы: мы рассказываем детям о событиях войны, используя фотографии, иллюстрации, подчеркиваем героизм солдат, женщин и детей;

- наглядные материалы: мы рассматриваем репродукции картин, открытки, посвященные войне; создаем презентации;

- мультфильмы, фрагменты фильмов о войне: мы просматриваем и обсуждаем короткие отрывки фильмов военных лет, но не травмирующих психику; фильмы направлены на взаимопомощь, дружбу, отвагу;

- художественная литература: читаем с детьми рассказы, стихи, сказки, посвященные героизму, дружбе.

2. Воспитание уважения к защитникам Отечества, чувства патриотизма:

- обсуждение понятий «герой», «защитник», «Родина» и так далее: объясняем значение слов на конкретных примерах;

- беседы о ветеранах: говорим о важности памяти к ветеранам, об уважительном к ним отношении;

- разучивание стихотворений и песен о войне;

- организация и проведение тематических игр: «Военные», «Доставь посылку солдату», «Медсестры в военном госпитале» и другие.

- подарки своими руками: вместе с детьми принимаем участие в оказании поддержки участникам специальной военной операции, пишем письма, изготавливаем подарки (фото 6,7,8):

Фото 6. Письма бойцам

Фото 7. Подарки бойцам

Фото 8. Подарки-свечи из парафина и картона, в консервированных банках, для бойцов

3. Развитие познавательного интереса к истории страны:

- знакомство с символами Победы: георгиевская ленточка, Вечный огонь;

- создание центра патриотизма в группе: оформлен центр патриотической активности, где представлены фотографии военных лет, атрибутика на военную тематику;

- мини-выставки: ежемесячно организовываем выставки детских работ, посвященных военной теме, дню Победы;

- экскурсии: родители с детьми посещают местные памятники, мемориал, делятся впечатлениями.

Подготовка к 80-летию Победы в детском саду – это не только формирование знаний о войне, но и воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к истории своей страны, памяти о героях, которые защищали нашу Родину. Это важный вклад в формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие.

Анализ современной практики патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выявляет ряд вызовов, требующих пристального внимания со стороны педагогического сообщества. В то время как отмечается общий прогресс в формировании у детей чувства гражданственности и любви к Родине, сохраняются области, нуждающиеся в совершенствовании.

Одной из главных проблем является дефицит современных, научно обоснованных методических материалов. Существующие пособия и программы не в полной мере отвечают требованиям времени, что обусловливает необходимость разработки инновационных педагогических технологий, основанных на передовых достижениях науки и практики.

Не менее важным фактором выступает уровень компетентности педагогов. В условиях быстро меняющегося социокультурного общества, повышение квалификации воспитателей в вопросах патриотического воспитания становится насущной необходимостью.

Нельзя игнорировать влияние негативных факторов внешней среды. Пропаганда насилия, потребительских ценностей и националистических настроений оказывает деструктивное воздействие на формирующуюся личность ребенка.

В контексте обозначенных проблем, перспективы развития патриотического воспитания в детском саду связаны с несколькими направлениями:

1) Необходимо активно внедрять инновационные педагогические технологии, такие как проектная деятельность, музейная педагогика и использование современных информационных ресурсов.

2) Следует усилить роль семьи в воспитании патриотизма, путем организации совместных мероприятий и консультаций для родителей.

3) Представляется целесообразным создание единой системы патриотического воспитания, обеспечивающей преемственность между различными этапами образования.

Заключение. В детском саду мы создаем условия для формирования гармоничной личности, способной любить и ценить свою Родину, уважать другие культуры и активно участвовать в жизни общества. Этот процесс не ограничивается простым заучиванием символов или исторических дат, а предполагает создание глубокой эмоциональной связи ребенка с его культурным наследием и окружающей средой.

Список литературы:

1. Аникеев В.П. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Виноградова Н.Ф. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.

3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет; Мозаика-Синтез - М., 2018.

4. Козлова С.А. Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2003.

5. Мельникова,Н. В. Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста: Методические рекомендации. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.


  СИМВОЛЫ - 2025



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2025


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика