Авторы: творческая группа педагогов МБДОУ №50:
Ахтямова А.Г,
Габдрахманова А.Т,
Гарипова Л.Х,
Давлетшина Г.Р,
Блаченова Г.Х,
Сапожникова Э.М,
Смелова Т.Н,
Хисамиева Ф.Р,
Югашкина Е.С.
МБДОУ «Детский сад № 50 комбинированного вида»
Советского района г.Казани
Обучающий лэпбук «Фронтовая посылка от бойца» представляет собой объемный макет распадающейся коробки, сделанный из картона и обтянутой мешковиной в виде посылки. Это необычная посылка, в ней находится память. В этой посылке боец собрал все самые важные события Великой Отечественной войны и хочет рассказать о них детям. Размеры дидактического пособия 22*30*22. На крышке коробки располагается вечный огонь, который символизирует вечную память.
Лэпбук состоит из 4 функциональных сторон. Каждая сторона имеет свой обучающий материал. Внутри коробки находятся диафильм «Герои войны и дети герои войны», игра-ходилка «Дорога памяти по Городам-героям» и авторские миниатюрные куклы: солдат и санитарка (воспитатель Гарипова Л.Х.).
Сторона 1. Кармашек «Военная техника Великой Отечественной войны»: военная техника из фетра: танк, армейский грузовик, военный вертолет, военный корабль, боевая машина пехоты, военная подводная лодка, бронетранспортер.
Сторона 2. Кармашек «Ордена и медали Великой Отечественной войны»: цветные ламинированные карточки «веер» - самые известные ордена и медали, присуждаемые во время Великой Отечественной войны: Орден Славы I степени, орден Отечественной Войны I степени, орден Жукова, орден Красной Звезды, орден «Победа», медаль «Золотая звезда», медаль «Партизану Отечественной войны» I степени, медаль «За оборону Москвы», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Кармашек «Города-герои Великой Отечественной войны»: цветной ламинированный картинный материал с изображением городов-героев (в двух экземплярах): Город-герой Москва, Город-герой Сталинград, Город-герой Ленинград, Город-герой Керчь, Город-герой Новороссийск, Город-герой Мурманск, Город-герой Севастополь, Город-герой Смоленск, Город-герой Тула.
Сторона 3. Кармашек «Георгиевская лента»: цветные ламинированные памятки «Как правильно носить георгиевскую ленточку», 4 георгиевские ленточки.
Сторона 4. Кармашек «Памятники Великой Отечественной войны»: цветные ламинированные иллюстрации с изображением основных памятников Великой Отечественной войны: Мемориал «Могила Неизвестного Солдата» г. Москва, мемориал «Разорванное кольцо» г. Санкт-Петербург, монумент «Стоять насмерть» г. Волгоград, мемориальный комплекс «Цветок жизни» г. Санкт-Петербург, мемориал «Защитники неба Отечества» г. Тула, монумент «Родина-Мать зовет!» г. Волгоград, мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы ВОВ» г. Мурманск, скульптура «Скорбь матери» г. Волгоград, памятник детям «Опаленный цветок» г. Смоленск, мемориал «Линия-рубеж обороны» г. Новороссийск.
Кармашек «Полководцы Великой Отечественной войны»: цветные ламинированные фотографии известных полководцев с кратким описанием биографии на обороте: Жуков Георгий Константинович (1896-1974); Рокоссовский Константин Константинович ( 1896- 1968); Чуйков Василий Иванович(1900-1982); Конев Иван Степанович (1897-1973); Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967); Василевский Александр Михайлович(1895-1977); Мерецков Кирилл Афанасьевич(1897-1968); Тимошенко Семён Константинович (1895-1970).
Данный обучающий лэпбук служит прекрасным пособием для знакомства и формирования представлений у детей дошкольного возраста о Великой Отечественной войне через игровую деятельность. Обучающий лэпбук «Живет победа в поколениях» решает несколько задач одновременно – обучающую, развивающую и воспитательную и разработан с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и отвечает требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО к развивающей предметно-пространственной среде.
Формы работы с лэпбуком:
• самостоятельная деятельность;
• совместная деятельность с воспитателем;
• подгрупповая деятельность;
• образовательная деятельность.
Цель: формирование у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
• обновление содержания образования, форм, методов и приемов работы, способствующих реализации программы воспитания дошкольного образования;
• формировать представление у дошкольников о Великой Отечественной войне через различные виды детской деятельности;
• воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора;
• формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Сторона 1. Кармашек «Военная техника Великой Отечественной войны».
Цель: закреплять знания детей о видах военной техники, расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи: закрепление слов-действий (едет, летит, плывет), согласование существительных с прилагательными, развитие тактильных ощущений, ориентироваться на плоскости. Варианты игр: «Назови военную технику», «Парад военной техники», «Что делает: едет, летит или плывет?», «Расскажи, какая техника», «Потрогай и отгадай».
Сторона 2. Кармашек «Ордена и медали Великой Отечественной войны».
Цель: познакомить детей с историей войны и примерами героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины. Показать фотоматериалы с изображением орденов и медалей. Воспитатель рассказывает о боевых наградах с использованием карточек «веер». Варианты игр: «Назови боевую награду», «Найди тень награды». Беседа с детьми: «Боевые награды Великой Отечественной войны», «За какие поступки или достижения могли бы сейчас люди получить награду».
Кармашек «Города-герои Великой Отечественной войны».
Цель: воспитывать гражданско-патриотические чувства через знакомство с событиями Великой Отечественной войны, а именно Городами – героями, расширять словарный запас детей, развивать связную речь, расширять кругозор, развивать внимание и зрительную память. Варианты игр: «Узнай Города-герои Великой Отечественной войны по картинке», «Отгадай по описанию», «Мемори», «Четвертый лишний». Беседа с детьми: «Что такое Город-герой», «Город-герой, где я бы хотел побывать».
Сторона 3. Кармашек «Георгиевская лента».
Цель: рассказать детям о георгиевской ленточке – символе мужества и храбрости, рассказать и наглядно показать, как правильно носить георгиевскую ленточку. Воспитатель рассказывает о георгиевской ленточке и ее истории, а затем проводит для детей мастер-класс «Моя георгиевская ленточка», где дети учатся завязывать георгиевскую ленточку.
Сторона 4. «Памятники Великой Отечественной войны».
Цель: сформировать уважение к истории, героическому прошлому народа, эмоционально-положительное отношение к войнам-защитникам, расширять и обобщать знания дошкольников о памятниках Великой Победы, пополнить активный словарь детей: мемориал, скульптура, памятник, обелиск; работа по совершенствованию связной речи, умению вести диалог с воспитателем и со сверстниками. Воспитатель рассказывает о памятниках Великой Отечественной войны с использованием наглядного картинного материала. Варианты игр: «Назови памятник по картинке», «Собери памятник», «Расскажи другу». Беседа с детьми: «Памятники Победы», «Никто не забыт и ничто не забыто!», «Подвиги».
Кармашек «Полководцы Великой Отечественной войны».
Цель: воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к полководцам Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм на примере героизма в годы войны, расширять словарный запас детей, развивать связную речь, расширять кругозор. Воспитатель рассказывает о полководцах Великой Отечественной войны и их подвигах с использованием наглядного картинного материала. Варианты игр: «Кто это?», «Полководцы и их подвиги». «Беседа с детьми: «Полководцы Великой Отечественной войны», «Я помню! Я горжусь!», «На кого хочу быть похожим».
Игра-ходилка «Дорога памяти по Городам-героям».
Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о Городах-героях Великой Отечественной войны.
Материал: «Карта» - игровое поле, на котором изображены карточки с Городами-героями: Город-герой Москва, Город-герой Сталинград, Город-герой Ленинград, Город-герой Керчь, Город-герой Новороссийск, Город-герой Мурманск, Город-герой Севастополь, Город-герой Смоленск, авторские разноцветные деревянные танки (4 штуки), кубик.
Правила игры: В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков от 5 до 7 лет. Участники игры выбирают по одному танку и устанавливают их на старте. Затем по очереди бросают кубик и передвигаются по дорожке из разноцветных кружков на выпавшее количество ходов. Если игрок останавливается на красном кружке – он должен пропустить ход. При остановке на кружках желтого цвета - игрок бросает кубик повторно. По изображению Города-героя нужно узнать и назвать город. Выигрывает тот участник, который первым доберется до финиша. Желаем интересного путешествия!
Диафильм «Герои войны и дети герои войны».
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с героями войны и детьми героями тех времен.
Воспитатель рассказывает детям о героях войны. И закрепляет свой рассказ с помощью интересной наглядности - диафильма «Герои войны и дети герои войны», который можно просмотреть прокручивая деревянную катушку с лентой. Очень важно, что дети самостоятельно могут просматривать и изучать кадры. Это повышает интерес детей к теме ВОВ.
Авторские миниатюрные куклы: солдат и санитарка.
Цель: наглядно познакомить детей с образами солдата и санитарки военных лет.
Таким образом, обучающий лэпбук состоит из насыщенного и доступного дидактического и картинного материала, интересных и познавательных игр, авторских пособий. А благодаря необычному оформлению лэпбука и эффекту неожиданности, возрастает интерес детей к теме войны и значительно повышает их мотивацию.